Сибирские огни, 1961, № 1
умение художника реализовать ,свой за мысел сами собой подразумевались Г. Цуриковой в ее формуле. Надо уж очень плохо думать о критике, чтобы предположить, будто мастерство, реали зация замысла для него ничто. Что же касается заявления о великих людях, то в нем неприятно удивляет ка- кое-то непонятное пренебрежение: «об ширный список», «человечество накопи ло», «брать подряд всех»... Уместна ли здесь такая лексика? Ведь в этом «спис ке», надо думать, Н. Соколова видит и такие имена, как Спартак и Пушкин, Мо царт и Бруно, Толстой и Энгельс, не го воря уже о многих других... Эта лекси ка, этот тон особенно неприятны в общем контексте данного раздела статьи, ибо весь пафос Н. Соколовой устремлен здесь на то, чтобы доказать, как важно, как нужно уметь «портретировать» «слиз няка», «обывателя, который внушает нам отвращение». «Жизнь многообразна,— сообщает нам Н. Соколова,— писатель должен уметь изображать не только кра соту, но и уродство, не только сложную, богатую индивидуальность, но подчас и неотчетливую, неопределенную индиви дуальность, не только яркую, бурно про являющую себя личность, но и бесхарак терность, «характер наоборот». Конечно, все это надо уметь изобра жать, бесспорно, что изображение уродст ва может иметь воспитательное значение. Кто против этого спорит? С кем воюет, кого обвиняет Н. Соколова, когда пишет: «Но можно ли отрицать, что писатель вправе создать документальный портрет Марии Стюарт, как это сделал, скажем, Стефан Цвейг?» Разумеется, вправе. Ни кто же этого не отрицает! Никто не пы тается опровергнуть и тот факт, что жизнь многообразна. Мы против другого! Мы против равно го внимания к разным явлениям жизни: к «слизнякам» и к «орлам». Мы против того убеждения, что ныне, в дни нашего стремительного победного марша, в пору развернутого строительства коммунизма имеют одинаковую воспитательную силу, равную меру эмоционального воздейстг вия на современников, одну и ту же «по лезность» для общества как показ ни чтожной бесхарактерности или подлеца, так и яркой личности или благородного героя. А ведь именно это убеждение вид но у Н. Соколовой, в частности в таких ее словах: «...воспитательное значение может иметь изображение героя, кото рый вызывает у читателя восхищение («сделать жизнь с кого»), и изображе ние обывателя, который внушает нам от вращение... Воспитывать, скажем, лю бовь и уважение к труду писатель может двояко — с помощью благородного обра за кузнеца Джо (Ч. Диккенс, «Большие ожидания») и с помощью образа отвра тительного трутня Скимпола («Холодный дом»). И разве не говорит нам об одном и том же, только по-разному, не зовет к одной цели М. Горький тогда, когда во спевает Данко и когда анатомирует Клима Самгина?» Н. Соколова, как видим, не говорит прямо, что изображение явлений положи тельного ряда и отрицательного имеет одинаковое воспитательное значение. Но мы полагаем, что вправе заключить, что ее точка зрения именно такова. В этом убеждает настойчивость, с какой сопо ставляются положительные и отрицатель ные образы, и спокойная однотонность при этом сопоставлении, возможная лишь тогда, когда речь идет о вещах, в чем- то равноценных; наконец, — и это глав ное,— в этом убеждает сама исходная по зиция Н. Соколовой в ее споре против Г. Цуриковой. Какова же эта позиция? Как иомг ним, Н. Соколова считает неверным ут верждение, что художественный образ тем значительнее, чем значительнее вы веденная в нем личность. Вместо этого она заявляет: «Значительными должны быть мысли автора, значительным долж но быть его отношение к «портретируе мому», к эпохе, к общественной борь бе...— тогда и произведение может стать значительным, полновесным». Иначе го воря, все дело исключительно в самом авторе, в его личности, в его мыслях, в. его отношении, а отнюдь не в «портре тируемом», не в прообразе и, следова тельно, не в образе. «Портретируемый» может быть слизняком или орлом, Тер- ситом или Патроклом,— это безраз лично! Полностью игнорируя внешнее, объек тивное и все перенося в сферу внутрен него, субъективного, Н. Соколова, разу меется, не оригинальна, но, к сожале нию, и в наши дни не одинока. Так, критик В. Огнев недавно писал: «Не обращение к определенным сферам жизни спасает поэта от мелкотравчато- сти, а внутреннее обогащение личности, духовный рост ее, сам «укрупняющий» лирику». «Определенные сферы жизни» — это сферы гражданского, социального прояв ления человека. Разумеется, обращение поэта, вчера бывшего «мелкотравчатым» в своем творчестве, к этим сферам само по себе не спасает от мелкотравчатости. Бесспорно и то, что внутреннее обогаще ние личности, духовный рост ее — явле ние чрезвычайно отрадное, это необходи мое условие «укрупнения» лирики. Но нельзя разрывать, а тем более противо поставлять обращение в творчестве к «определенным сферам» и «укрупнение» творчества; недопустимо обогащение, рост личности писателя считать не толь ко необходимым, но и достаточным усло вием «укрупнения», как бы автомати чески («сам!») совершающим это «укруп нение» абсолютно независимо от того, к какой сфере жизни творчество обращено. Всегда, а в наше время особенно, на стоящая большая литература невозмож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2