Сибирские огни, 1961, № 1
Ясно, что такое отношение к факту, когда он берется лишь за основу произ ведения, и за писателем признается пра во и на свою поэтическую трактовку это го факта, и на развитие собственной идеи, и на свободу в выборе художественной формы, не имеет ничего общего с вред ным эмпирическим культом факта. Глубже других, автора «Чапаева» и «Мятежа» понял создатель «Железного потока». И это, конечно, не случайно, так как «Железный поток» написан на основе того же принципа типизации, того же творческого подхода к явлениям дей ствительности, что и у Фурманова. Серафимович писал: «Невольно прихо дит мысль, был ли Фурманов натурали стом, фотографом, который берет только голую действительность; перед Фурмано вым могла стать такая опасность. Но по чему же эта опасность миновала его, по чему мы его произведения воспринимаем как глубоко художественные, как реали стические? Куда же девалась масса его фотогра фических снимков? Ясно, что он делал отбор (подчеркнуто Серафимовичем.— В. Б.). Все его вещи с огромной силой освещены революционным содержанием. Эти материалы собраны как бы натура листически, но огромное художественное чутье позволило ему отобрать основное и реалистически художественно постро ить свой материал». Эти слова целиком могут быть отнесе ны и к характеристике, скажем, Мака ренко, они помогают уяснить сложность и своеобразие его творческой работы, так и непонятой некоторыми критиками. Прочитав «Педагогическую поэму», они решили, что это произведение чисто «ав тобиографическое, мемуарное», что тут автор лишь рабски списывал действитель ность, не помышляя ни о каком отборе фактов, ни о какой типизации характе ров, что тут ни грана вымысла и фан тазии. Прочитав затем действительно не удачную повесть «Честь», в которой ав тор попытался вступить на путь «чи стого творчества», эти критики еще более .уверовали в правоту своего вывода и ка тегорически утверждали: «Макаренко об наруживает неумение создавать характе ры, не говоря уж о типизации их. Он силен лишь как рассказчик о действи тельных событиях и людях и слаб как художник — творец синтетических обра зов»1. Критик не понимает, что без уме ния синтетически мыслить, без типиза ции и отбора фактов нельзя было создать и такое «мемуарное» произведение, как «Педагогическая поэма». «Что же общего между вымыслами фантазии и строго историческим изобра жением того, что было на самом деле? Как что? — художественность изложе ния!..— говорил Белинский.— Кажется, I «Литературный критик», 1938, № 12, стр. 138-154. что бы делать искусству (в смысле худо жества) там, где писатель связан источ никами, фактами и должен только о том стараться, чтобы воспроизвести эти фак ты как можно вернее? Но в том-то и дело, что верное воспроизведение фактов не возможно при помощи одной эрудиции, а нужна еще фантазия. Исторические фак ты, содержащиеся в источниках, не более, как камни и кирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание... верно описывать с на туры так же нельзя без творческого та ланта, как и создавать вымыслы, похо жие на натуру». Как видим, писателей, творящих на основании «того, что было на самом де ле», великий критик считает подлинны ми художниками, полностью признает за ними талант. И это талант не «низшего порядка», а лишь особого свойства. Бе линский даже указывает необходимые компоненты такого рода таланта: «дар наблюдательности, способность верно и быстро понять и оценить всякое явление, инстинктом разгадать его причины и следствия и, таким образом, догадкою и соображением дополнить необходимый запас сведений, когда расспросы мало объясняют». II Что же, однако, имели мы в виду, ког да в начале статьи заявили, будто в дис куссии «Писатель и время» на.; страни цах газеты «Литература и жизнь» вопрос о соотношении прообраза и образа был изрядно запутан? Мы имели в виду статью Натальи Соколовой «За челове ка!», точнее, раздел статьи, озаглавлен ный «Немного полемики», где автор ка сается этого вопроса. Н. Соколова начинает с того, что вы ражает свое решительное несогласие с Г. Цуриковой, которая в статье «Очерк- портрет» заявила: «Документальный очерк-портрет имеет тем больший худо жественный вес, чем ярче, значительнее, своеобразнее выведенная в нем лич ность». Не удовлетворившись определе нием «художественный вес», Н. Соколо ва предлагает следующим образом улуч шить формулу Г. Цуриковой: «очерковый портрет будет тем значительнее, чем зна чительнее выведенная в нем личность», но тут же заявляет, что и такая усовер шенствованная формула тоже неверна. Неверна, во-первых, потому, что игнори рует мастерство, талант, ставит знак ра венства между замыслом и реализацией замысла. Во-вторых, если принять точку зрения Г. Цуриковой, говорит Н. Соко лова, то «достаточно было бы брать под ряд всех великих людей, обширный спи сок которых накопило человечество за много веков своего существования». Первый упрек, на наш взгляд, весьма несостоятелен. Ясно же, что мастерство, 12 . «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2