Сибирские огни, 1961, № 1

она утверждала великие положительные идеалы добра, человечности, .разума. «Всякое отрицание, чтоб быть живым и поэтическим, должно делаться во имя идеала»,— говорил Белинский. Но для эксплуататорского общества, в котором жили и творили художники критическо­ го реализма, характерна известная разоб­ щенность положительного гуманистиче­ ского идеала с действительностью. Ху­ дожник не встречал полного и свободно­ го воплощения идеала в действитель­ ности. Потому-то второй путь творчества и не получил значительного развития в старой литературе. В пролетарский период освободитель­ ной борьбы человечества дело коренным образом меняется. «Многие поколения художников в прошлом,— писала как-то «Правда»,— могли лишь мечтать об иде­ алах прекрасного. Ныне самые возвышен­ ные и благородные идеалы человечества претворяются в жизнь, становятся ре­ альной действительностью». Они во всей конкретности и осязаемости стоят перед взором художников социалистического реализма, что и породило целую верени­ цу книг, персонажи которых — живые герои действительности. Список этих книг следует начинать с первого произ­ ведения литературы социалистического реализма — с повести М. Горького «Мать»,— написанного на заре борьбы за коммунизм. Великое значение совершающегося у нас слияния положительного идеала и действительности состоит главным обра­ зом в том, что оно свободно и полно реа­ лизуется не только в «гигантах», о кото­ рых говорит Б. Полевой, но прежде всего в обыкновенных, рядовых, простых лю­ дях, составляющих большинство народа, в многочисленных трудовых коллекти­ вах, в их жизни и делах. В результате этого во многих произведениях советской литературы прототипичны не только от­ дельные персонажи, но и коллективы, среда, «реальное окружение», как гово­ рит Полевой, сюжеты. Основой поэтического успеха писате­ лей, которые -в фундамент своих произ­ ведений кладут «действительные события жизни», в значительной мере оказывается правильность их первоначального творче­ ского выбора: являются ли описываемые ими характеры и обстоятельства типиче­ скими. О герое таких произведений Б. Полевой совершенно справедливо пи­ шет: «Он должен быть обязательно вы­ разителем характерных черт своего вре­ мени, являть собой типичный характер в типичных обстоятельствах. Помимо авторского мастерства, это последнее в значительной степени определяет силу и жизнь таких книг». Это ясно можно видеть хотя бы на примерах из А. Макаренко, все творчест­ во которого строилось на фактической основе. Взять, скажем, рассказ «Глупый день» и «Педагогическую поэму». Срав­ нение тем более интересное и многозна­ чительное, что рассказ относится к доре­ волюционной поре, ко временам господст­ ва старой литературы, а «Поэма» была написана в пору значительных успехов советского общества, новой советской ли­ тературы. Разумеется, что когда молодой писа­ тель в 1914 году работал над своим пер­ вым рассказом, забракованным Горьким, то он был еще очень неопытен, запас его жизненных наблюдений, его литера­ турные познания были гораздо меньши­ ми, чем в пору создания «Педагогиче­ ской поэмы»,— все это так. Но нельзя пройти и мимо свойства, качества той жизненной «почвы», которой держался А. Макаренко в рассказе и в «Педагоги­ ческой поэме». Главным содержанием рассказа явля­ ются драматические переживания попа, которого заставили служить молебен по случаю открытия черносотенного «Союза русского народа». Переживания его так глубоки и самоуничижительны, что он даже осознает, что потерял не только уважение жены, но и моральное право ревновать ее к молодому учителю. Ко­ нечно, такой случай мог произойти в жизни, и он действительно имел место1. Но этот рефлектирующий, занятый само­ анализом, совестящийся своего участия в монархической затее поп не был, разу­ меется, типической фигурой. На «почве» подмеченного писателем такого исключи­ тельного житейского случая, на «почве» подобных переживаний попа нельзя было построить цельное здание рассказа с ти­ пическими характерами в типических об­ стоятельствах. И не случайно, в ответе Горького автору говорится: «драматизм переживаний попа неясен». «Почва», на которой создана «Педаго­ гическая поэма», обстоятельства и харак­ теры, которые послужили основой для ее создания, были, наоборот, в высшей степени типическими для своего времени. В этом — основная причина ее успеха. Чтобы предотвратить возможную спе­ куляцию зарубежных «исследователей» на творчестве таких писателей, как Фур­ манов, Серафимович, Макаренко, Н. Ост­ ровский, Фадеев, Полевой, советские ли­ тературоведы должны убедительно дока­ зать, что эти художники — не рабы на­ туры, не копиисты, не фактографы. Д. Фурманов, говоря, что «чрезвычай­ но полезно в основу (произведения) поло­ жить факт действительности, сведя до минимума выдумки», тут же подчерки­ вал: «трактовка, развитие и художествен­ ность формы, разумеется, не выдумка». I «В рассказе... я изобразил действительное со­ бытие... Я взял интересный случай из жизни и просто о нем рассказал»,— так много лет спустя вспоминал А. Макаренко о рассказе «Глупый день».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2