Сибирские огни, 1961, № 1
она утверждала великие положительные идеалы добра, человечности, .разума. «Всякое отрицание, чтоб быть живым и поэтическим, должно делаться во имя идеала»,— говорил Белинский. Но для эксплуататорского общества, в котором жили и творили художники критическо го реализма, характерна известная разоб щенность положительного гуманистиче ского идеала с действительностью. Ху дожник не встречал полного и свободно го воплощения идеала в действитель ности. Потому-то второй путь творчества и не получил значительного развития в старой литературе. В пролетарский период освободитель ной борьбы человечества дело коренным образом меняется. «Многие поколения художников в прошлом,— писала как-то «Правда»,— могли лишь мечтать об иде алах прекрасного. Ныне самые возвышен ные и благородные идеалы человечества претворяются в жизнь, становятся ре альной действительностью». Они во всей конкретности и осязаемости стоят перед взором художников социалистического реализма, что и породило целую верени цу книг, персонажи которых — живые герои действительности. Список этих книг следует начинать с первого произ ведения литературы социалистического реализма — с повести М. Горького «Мать»,— написанного на заре борьбы за коммунизм. Великое значение совершающегося у нас слияния положительного идеала и действительности состоит главным обра зом в том, что оно свободно и полно реа лизуется не только в «гигантах», о кото рых говорит Б. Полевой, но прежде всего в обыкновенных, рядовых, простых лю дях, составляющих большинство народа, в многочисленных трудовых коллекти вах, в их жизни и делах. В результате этого во многих произведениях советской литературы прототипичны не только от дельные персонажи, но и коллективы, среда, «реальное окружение», как гово рит Полевой, сюжеты. Основой поэтического успеха писате лей, которые -в фундамент своих произ ведений кладут «действительные события жизни», в значительной мере оказывается правильность их первоначального творче ского выбора: являются ли описываемые ими характеры и обстоятельства типиче скими. О герое таких произведений Б. Полевой совершенно справедливо пи шет: «Он должен быть обязательно вы разителем характерных черт своего вре мени, являть собой типичный характер в типичных обстоятельствах. Помимо авторского мастерства, это последнее в значительной степени определяет силу и жизнь таких книг». Это ясно можно видеть хотя бы на примерах из А. Макаренко, все творчест во которого строилось на фактической основе. Взять, скажем, рассказ «Глупый день» и «Педагогическую поэму». Срав нение тем более интересное и многозна чительное, что рассказ относится к доре волюционной поре, ко временам господст ва старой литературы, а «Поэма» была написана в пору значительных успехов советского общества, новой советской ли тературы. Разумеется, что когда молодой писа тель в 1914 году работал над своим пер вым рассказом, забракованным Горьким, то он был еще очень неопытен, запас его жизненных наблюдений, его литера турные познания были гораздо меньши ми, чем в пору создания «Педагогиче ской поэмы»,— все это так. Но нельзя пройти и мимо свойства, качества той жизненной «почвы», которой держался А. Макаренко в рассказе и в «Педагоги ческой поэме». Главным содержанием рассказа явля ются драматические переживания попа, которого заставили служить молебен по случаю открытия черносотенного «Союза русского народа». Переживания его так глубоки и самоуничижительны, что он даже осознает, что потерял не только уважение жены, но и моральное право ревновать ее к молодому учителю. Ко нечно, такой случай мог произойти в жизни, и он действительно имел место1. Но этот рефлектирующий, занятый само анализом, совестящийся своего участия в монархической затее поп не был, разу меется, типической фигурой. На «почве» подмеченного писателем такого исключи тельного житейского случая, на «почве» подобных переживаний попа нельзя было построить цельное здание рассказа с ти пическими характерами в типических об стоятельствах. И не случайно, в ответе Горького автору говорится: «драматизм переживаний попа неясен». «Почва», на которой создана «Педаго гическая поэма», обстоятельства и харак теры, которые послужили основой для ее создания, были, наоборот, в высшей степени типическими для своего времени. В этом — основная причина ее успеха. Чтобы предотвратить возможную спе куляцию зарубежных «исследователей» на творчестве таких писателей, как Фур манов, Серафимович, Макаренко, Н. Ост ровский, Фадеев, Полевой, советские ли тературоведы должны убедительно дока зать, что эти художники — не рабы на туры, не копиисты, не фактографы. Д. Фурманов, говоря, что «чрезвычай но полезно в основу (произведения) поло жить факт действительности, сведя до минимума выдумки», тут же подчерки вал: «трактовка, развитие и художествен ность формы, разумеется, не выдумка». I «В рассказе... я изобразил действительное со бытие... Я взял интересный случай из жизни и просто о нем рассказал»,— так много лет спустя вспоминал А. Макаренко о рассказе «Глупый день».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2