Сибирские огни, 1961, № 1
литературы против натурализма и факто графии помог писателям стран народной демократии, как помогает он сейчас и прогрессивным писателям буржуазных стран. В приветствии Второму съезду со ветских писателей прогрессивный италь янский журнал «Контемпоранео» не слу чайно подчеркивал: «Важнейшее значе ние для нас приобретает борьба против натурализма, против фотографического воспроизведения действительности. На турализм, выступающий в облачении реа лизма,— вот то оружие, к которому у нас прибегают декаденты всех оттенков, стремясь вернуть себе утраченный пре стиж...» Спекулируя на великом авторитете со ветской литературы, на всемирной люб ви к ней, реакционеры в своей борьбе против прогрессивных писателей могут попытаться сделать своими «союзника ми» наши книги, ибо в советской лите ратуре больше, чем в какой бы то ни бы ло другой литературе, произведений, со зданных на документально-фактической основе. Некоторые наши писатели следо вание фактической основе решительно объявляют девизом своего творчества. Например, ленинградский писатель П. Далецкий недавно заявил: «Созда вать героев, формируя их характер из наблюденных в разное время у разных лиц различных черт, мне кажется неинте ресным. Героя надо искать, героя надо найти живого во плоти, и тогда он, зано во рождаясь в тебе, получит как бы в тысячу раз увеличенную силу бытия». Почему возможно провозглашение та ких девизов? В чем причина обилия у нас произведений фактически-докумен- тального жанра? Осмыслить эти вопро сы, найти на них ответы чрезвычайно интересно и полезно. В статье «Живые' герои советской ли тературы» Б. Полевой писал о двух путях типизации, о двух способах создания об раза. «Обычно, живя жизнью своего на рода, участвуя в его трудах, в его борь бе, художник собирает и накапливает материал, подмечает новое и необычное и, отобрав это, потом обобщает в худо жественных образах. Но есть теперь и иной творческий путь. Жизнь советского общества так ярка и богата красками, процесс созидания ком мунизма так насыщен примерами, когда обыкновенный, вчера еще незаметный труженик вдруг вырастает в гиганта и предстает перед обществом во всем блес ке своих новых качеств, характеры на ших современников так ярки и неповто римы, что художник может найти среди них того, в ком сама жизнь как бы уже воплотила его творческий замысел... Писатель, имеющий счастье жить в дни коммунистического строительства, найдя такого человека, может смело взять его за руку и вести на страницы своей кни ги таким, каков он есть, под собственным именем, со всеми его достоинствами и недостатками, с его реальным окруже нием, ч его делами, заботами и меч тами». Б. Полевой, бесспорно, прав, когда пи шет о существовании двух путей худо жественного творчества; но мы думаем, что он ошибается, утверждая, что второй путь — путь прямого использования дан ного «самой жизнью» материала — воз ник лишь «теперь», то есть в советское время, в пору борьбы за построение ком мунизма. В характеристике Тургенева Белин ским, относящейся к 1847 году, ко вре мени «Записок охотника», есть такие слова: «Очевидно, у него нет таланта чистого творчества... Он может изобра жать действительность виденную и изу ченную им, если угодно — творить, но из готового, данного действительностью материала». Следовательно, путь творчества, в ос нове которого лежит прямое использова ние «данного действительностью мате риала», существует очень давдо. Да это и понятно! Подлинно реалистическое художественное творчество состоит в вос произведении «типических характеров в типических обстоятельствах». Но типич ность, художественное обобщение, как известно, не всегда совпадают с собира тельным образом массовых, часто встре- гающихся фактов. Типическое в жизни может проявлять ся не только в массовом, но и в немассо вом, малораспространенном, если послед нее несет в себе потенцию массовости, если оно связано с закономерными, а не случайными явлениями жизни. Это-то ти пическое немассовое и создает возмож ность второго творческого пути, когда художник прямо использует «данный действительностью материал», и при этом из-под его пера выходят типические характеры в типических обстоятельствах. Почему \ же в литературе прошлого этот путь творчества не получил широко го развития и, наоборот, в литературе социалистического реализма возник и все растет длинный ряд произведений, в ос нове которых лежит «данный действи тельностью материал», персонажи кото рых — живые герои жизни? Думается, дело тут не в том, что в со ветской действительности «незаметный труженик вдруг вырастает в гиганта», не только в яркости и неповторимости характеров наших современников. (Круп ные личности, неповторимые характеры наблюдали и художники прошлого. Хотя ясно, что социалистическое общество со здает такие благодатные условия, каких не было раньше для возникновения и подлинного расцвета крупных личностей, ярких характеров). Суть в другом — в со отношении положительного идеала и дей ствительности. Ведь литература критического реализ ма критиковала существовавший порядок вещей не ради критики: через отрицание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2