Сибирские огни, 1961, № 1
_________________________________ В. БУШИН Заметки о спорном и бесспорном I В прошедшей на страницах газеты «Литература и жизнь» дискуссии «Писа тель и время» в числе других важных и интересных вопросов был поставлен во прос о соотношении факта жизни и фак та искусства, жизненного прообраза и ху дожественного образа, прототипа и типа. В отличие от некоторых других вопросов, которые в ходе дискуссии в той или иной мере были решены, этот вопрос решения не получил, а, наоборот, был, на наш взгляд, изрядно запутан. Возможно, при чина здесь в том, что ставился он узко — лишь на материале очерковой литерату ры последнего времени, опыт же созда ния таких произведений крупных жан ров, как «Мать», «Чапаев», «Железный поток», «Как закалялась сталь», «Педа гогическая поэма», «Молодая гвардия», «Зоя», «Чайка», «Повесть о настоящем человеке», совершенно не затрагивался. А ведь в основу этих повестей, романов, поэм также положены действительные события, факты живой жизни. Проблема соотношения факта жизни н искусства имеет в советской литерату ре давнюю историю. Выло время, когда, например, по по воду творчества Д. Фурманова, лучшие произведения которого созданы на фак тической основе, некоторые критики пи сали так: «Он — сын эпохи, когда лите ратуре нечего прибавить к жизни, когда события так фантастичны, что превосхо дят самую изощренную литературную фантазию. В такие времена фотогра фия — более действенное искусство, чем трагедия и поэмы. Писателю достаточно точно воспроизвести виденное, и он овла девает воображением более мощно, чем изобретательнейший из поэтов. Быть мо жет, это тот жанр, которого бессознатель но ищет наше время, когда жизнь так на сыщена, что не хочется художественного оформления, не хочется никаких рема рок, а все существо человека стремитог только к непосредственному ощущению- своей собственной внутренней энер гии». В этом высказывании (оно .принадле жит П. С. Когану) прежде всего звучит неверие в силу искусства, в его способ ность выразить жизнь в движении. Не только критики, но и некоторые- наши писатели заражались неверием в- обобщающую силу искусства. При этом, как и первые, свое недоверие к художест венной форме они пытались оправдать ссылками на насыщенность эпохи собы тиями, на стремительность жизни, ее убыстренный ритм и т. д. Так, Л. Сей- фуллина произведение с очень характер ным названием «Четыре главы» начина ла следующим рассуждением: «Жизнь большая. Надо томы писать о ней. А кругом бурлит. Некогда долго писать и рассказывать. Лучше отрывки». Кому лучше — неизвестно. Во всяком случае, как показало время, искусство ничего не выиграло от такого подхода художника к жизни. Надо сказать, что если для нас борь ба с такими взглядами это в основном уже прошлое, то в зарубежной литерату ре она продолжается и сегодня. В докладе на Втором съезде писате лей Н. Тихонов говорил, что типичной ошибкой среди прогрессивных писате лей стран народной демократии в перво начальный период было «представле ние, что в противоположность формуле «искусство для искусства», в противопо ложность различным декадентским эле ментам в творчестве надо выдвигать на туралистическое копирование жизни, фо тографическое, схематическое изображе ние, при котором исчезало всякое настоя щее полнокровное наполнение, исчезали краски, и произведение становилось толь ко зеркалом фактов, но не фактом ис кусства». Разумеется, опыт борьбы советской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2