Сибирские огни, 1961, № 1
Селенги. На основании своих опытов Кирилов писал: «Человек может засе лить Байкал обильным количеством вкусного омуля наперекор всему». Еще в Баргузине,.в связи с изучени ем этнографии, Кирилов «натолкнулся на важный местный вопрос о шаманском и ламском лечении». Вплотную заняться этим он смог лишь в Петровском Заво де. Довольно скоро Кирилов сумел ра зобраться в хитросплетениях буддийской мифологии, составлявшей «теоретиче скую основу» ламской медицины. Не легко было узнать у лам-лекарей их профессиональные тайны. Пришлось изучать монгольский язык, тибетскую письменность, собирать тибетские ле карства, предпринимать многочислен ные поездки по забайкальским дацанам. Летом 1887 года при поддержке из вестного путешественника Г. Н. Пота нина Кирилов совершил четырехмесяч ную поездку по Монголии для сбора ма териалов о тибетской медицине из первых рук. С помощью сведущих лам Кирилов перевел на русский язык пять главных медицинских «священных» ти бетских сочинений и несколько мелких монгольских книг. В феврале 1889 года в Иркутске Кирилов сделал свой первый •большой доклад о тибетской медицине, а в 1891 году — второй. Оба доклада бы ли напечатаны. В них была впервые да на научная оценка всех главнейших ос нований тибетской медицины. В 1890 году Кирилов переехал в Би- чуру —большое село, населенное ста рообрядцами «семейскими». Здесь усло вия работы среди фанатичного до изу верства населения были особенно тяже лы. И все же лечебная и разъяснитель ная работа Кирилова давала большие результаты. Дело кончилось тем, что начетчики-«уставщики» усмотрели в Ки рилове опасного человека и созвали большой сход, на котором потребовали ■освободить» их от доктора. Кирилову пришлось уступить. Он был переведен в Читу. Здесь он начал свою жизнь с объединения культурных сил. Еще в 1892 году он был одним из инициаторов создания в Чите Забайкальского обще ства врачей, которое, однако, разверну ло продуктивную работу только после приезда Кирилова в Читу. На заседани ях общества он неоднократно выступал с обзорами и докладами, часть из кото рых печаталась в «Протоколах» обще ства. , Вокруг Кирилова в Чите группирова лись прогрессивно настроенные врачи, инженеры и другие интеллигенты, инте ресовавшиеся изучением Сибири. Бли жайшими его друзьями были врач-писа тель В. Я. Кокосов, археолог и крае вед А. К. Кузнецов. Тесные связи Кири лова со многими сибирскими краеведами очень помогли ему в сборе интересовав ших его тогда сведений по охотоведению и проблеме Байкала. Несколько статей на эти темы он опубликовал в столич ных изданиях. Очень подвижный и энергичный Ки рилов вносил элемент новизны во мно гие стороны культурной жизни Читы. Но это далеко не всем приходилось по вкусу. Из-за интриг областного врачеб ного инспектора Кирилову пришлось пе реехать в Нерчинск. Живя в этом захо лустном городке, слава которого была давно в прошлом, Кирилов продолжал разрабатывать свои материалы по кли матологии и охотоведению, помогал местному музею, читал лекции для на селения. Здесь он одним из первых си бирских врачей поднял голос протеста против узаконенных тогда телесных на казаний. Кирилов решил с научной целью от правиться на Сахалин, куда за шесть лет до этого ездил его университетский то варищ А. П. Чехов. В 1890 году они даже повидались где-то на дороге около Верхнеудинска, когда Чехов проезжал через Забайкалье. К сожалению, ника ких подробностей об этой встрече пока найти не удалось. Перед отъездом на Дальний Восток Кирилов пожертвовал Читинскому му зею свою коллекцию растений и ле карств (1400 названий), собранную им в течение многолетнего изучения народ ной и тибетской медицины Забайкалья и смежных стран. Коллекция Кирило ва, одна из первых и наиболее полных, позже неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. На Сахалине, работая по вольному найму в Корсаковской лечебнице, Кн рилов объездил самые глухие уголки острова. В течение трех лет с большим воодушевлением Кирилов всесторонне изучал природу и экономическое поло жение Сахалина. В .ряде докладов он об ратил внимание на признаки истоще ния рыбных богатств Сахалина, указы вал на то, что превращать остров в тюрь му — преступно. О будущем Сахалина он говорил, как о свободной русской колонии, «имеющей своих добрых сынов на тысяче мореходных механических двигателей, руководящих предприятия ми по эксплуатации продуктов всей се верной части Великого океана». Он осо бенно настаивал на том, чтобы «устрои тельная деятельность» вершителей су деб Сахалина подлежала гласному суду современников. В конце 1899 года Кирилов вышел в отставку и переехал во Владивосток. Здесь он много занимался статисти кой и краеведением. По его предложе нию стал издаваться «Листок» При морского статистического комитета. Он же был инициатором первой «Справоч ной книги Владивостока» и «Справоч ной книги Приморской области». Весенне-летний сезон 1903 года Ки рилов провел в Мауке на западном по бережье Сахалина, работал здесь в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2