Сибирские огни, 1961, № 1
бороться с болезнью и выдержать ог ромное напряжение военных лет. За вре мя войны он опубликовал три книги стихов, несколько сборников агитацион ных и сатирических произведений, сде лал свыше трехсот стихотворных тек стов для плакатов «Иркутских агит- окон». Он постоянно выезжал в воин ские части, выступал в рабочих и сту денческих аудиториях; много писал для газет действующей армии и военных ок ругов. ...В 1944 году, демобилизовавшись из армии, я вновь возвратился в Иркутск. Теплой июльской ночью мы гуляли с Ольхоном по площади Кирова. Перед вечером дождь, обрушившийся на город, оставил после себя большие светлые лу жи, в которых неподвижно стояла круг лая, ослепительно яркая луна. Он курил папиросу за папиросой, широко шагал через лужи и неторопливо, как бы раз думывая на ходу, говорил: — Война всегда проводит ощути мый в сознании рубеж — между тем, что было до нее и что стало после. Но, —он размахнулся и швырнул окурок,— для писателей Запада, героев их рома нов, нередко это «до» становится утра ченным раем, золотым сном, которым они грезят всю свою остальную жизнь. Перешагивая лужу, он попал в воду, помянул черта и усмехнулся: — Даже те лужи, в которые они оступались до войны, кажутся им необыкновенными, каких уже нет и не может быть больше. Понимаешь, за последнее время прочел несколько американских и английских военных рассказов... Опять Джек гово рит Биллу — какая хорошая жизнь бы ла до войны и как здорово работал он у себя на ферме, и что была у него чу десная такая девчонка, и что вот разобь ем бошей и он опять вернется к своей девчонке, и какой он был дурак, но те перь они обязательно поженятся, и все будет хорошо и прямо замечательно. — Ольхон выругался и яростно сплюнул:— Подумать только! А с кем идет война, за что идет война, за что погибли и гиб нут миллионы людей — ни слова! Или, так, между прочим... Черт знает что такое!.. — Где ты читал это? Он посмотрел на меня и снова возму щенно фыркнул: — Это я «Британского союзника» на читался до одури. Вот и полезло в голо ву. А вообще, знаешь, похоже. Пого ди, — быстро проговорил он, точно бо ясь, что я перебью его, — попадалось мне где-то и такое: молодой, австралий ский, не то английский художник дерет ся на войне храбро, здорово, но все ду мает, как вернется домой, закинет по дальше вещевой мешок, пошлет всех и вся к чертям собачьим и начнет писать свою картину с того самого места, где он остановился, когда его призвали в армию... С того самого места, — повто рил, задыхаясь, Ольхон, — весь мир ос тановился на том самом месте и после— ничего не было... Как тебе это нравит ся? — Совсем не нравится. Похоже на попытку оглупления читательского соз нания. — Вот, вот... Война идет не с фа шизмом, а так — вообще. Войн и рань ше-де было много. Кончится и эта. и все вернутся к своим прерванным делам... Я не провидец, нет, но, боюсь, опять появится после войны в Европе и Америке целая куча писак — уж они-то постараются помочь своим Джимам и Жакам забыть, что это была война... с фашизмом. И будут талдычить на все лады, что самое главное в жизни — за ниматься своими маленькими делиш ками... Он бросил недокуренную папиросу и заговорил громче: — Ты понимаешь, конечно, что я не имею в виду честных писателей Запада Они-то расскажут, какая это была вой на. Но, главное, мы, именно мы, долж ны написать такие книги о войне, кото рые потрясут человечество. Не ужаса ми войны, не страхом перед ней, нет! Слышишь, такие книги, что люди нач нут понимать: когда они вместе — они сильны и могут встать поперек всякой новой войны. Мы это давно поняли. На до, чтобы поняли и там. ...Незадолго до смерти он писал мне: «Ты спрашиваешь, не мало ли мне «воз дал Тарасенков?» (тогда в «Новом мире» появилась статья о творчестве Ольхо на— А. С.). Я далек от самовлюбленно сти... Теперь, после многих лет работы, мне многое стало ясно в себе, и еще больше в собратьях по перу. Суждены нам благие порывы, но не многое мы совершили. Я чуточку побольше сделал, потому что не жалел себя. Ты точно подметил, Что я работаю, как дьявол Но ведь в этом и только в этом, я вижу цель жития, этим и только этим я бо рюсь с моей страшной болезнью...» ...Он пал, как солдат в штыковой атаке — лицом вперед, сжимая в руках оружие. Он писал новую поэму, когда к столу подошла смерть. На полуслове оборвалась поэма, в последний раз уда рило и остановилось сердце. Это было очень больное сердце очень мужествен ного и талантливого человека. Он любил жизнь, людей, дело всей своей жизни— литературу, и ничто человеческое не было ему чуждо. Превыше всего на све те была для него родная страна, ей он отдал все, что мог...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2