Сибирские огни, 1961, № 1
«мокрые» свои дела, щекоча нервы по павшим на постой городским людям. Поэт люто ненавидел таких старич ков. «Иудина кровь», — цедил он сквозь зубы. Но была другая каторга — политиче ская, о которой Ольхон жадно выспра шивал всех, кто хоть что-нибудь мог ему рассказать, постоянно разыскивал полит каторжан. Особенно «мучил» старого, с 1904 года, большевика Александра Анд реевича Ровинского, бывшего политиче ского ссыльного, благо, тот работал глав ным редактором Иркутского книжного издательства и всегда был под рукой. А сколько поведали ему тогдашние варна ки, беглые крестьяне, навечно осевшие на просторных сибирских землях. И нужно было, чтобы появился совет ский поэт, который с такой гневной си лой, ненавистью к «Сибири — царевой вотчине», так ярко и темпераментно рас сказал о камерах-погребах Александров ского централа, бесконечных арестант ских этапах, на которых сотни лет—от Петра— голосила Россия, о «Нерче— городе арестантов», о невиданных, вскормленных пятым годом, беглых в Сибири... Была еще одна Сибирь — Сибирь Ра дищева, декабристов, Чернышевского, которая так много занимала места в творчестве поэта. Однажды я пришел к нему, он ходил по комнате и бормотал вполголоса, я успел разобрать только: «Ух, как сыро, как холодно!..» Весь согнулся, вобрал голову в плечи, словно и впрямь его морозило, метался он по комнате. Еще больше за пали щеки, под глазами легли темные круги. —• Что с тобой, дружище? Он недоумевающе посмотрел на меня, помотал головой, как от зубной боли. — Видишь, работаю, да и нездоро вится маленько. — Ответил недоволь но, видимо, помешал я ему. — Но раз пришел, слушай. Ух, ка к сыро, как холодно!.. Словно подуло Несусветной вьюгой навстречу, в лицо. Д еревянная дверь покачнулась сутуло. Под ногой тяжело заскрипело крыльцо. Плесень, изморозь, слизь... Читал он против обыкновения тихо, тяжкие слова падали мерно, как ледяные капли осеннего дождя, и становилось смутно и неуютно на душе. ...Глухо здесь, в этой башне. Закроеш ь калитку. Д ва шага. И столетья уходят назад ... Он только что вернулся из утомитель ной поездки в Нижний Илимск. Осматри вал знаменитую башню страшного Илим ского острога, долго сидел в башне один, без провожатых, думал. В Илимске от бывал «студеные годы, мертвые строки» Александр Радищев. О людях, «которые были», Анатолий Сергеевич никогда не писал приблизи тельно, не вызывал их образы одной только силой своего поэтического вооб ражения. Шла ли речь о декабристах или вожаках сибирских партизан, он всегда стремился побывать там, где они жили, любили, страдали, взывали к правде, бо ролись, надеялись, верили и ждали. Еще в студенческие годы он хорошо изучил Ленинград—Петербург Радищева, Рыле ева, Чернышевского. Не раз бывал в ме стах декабристской каторги, объездил, обходил пешком деревни, села и города, куда вышли декабристы на поселение, приносил цветы на их могилы. Особенно его привлекала титаническая фигура Чернышевского. В места «отда ленные» — в Якутию, где некогда то мился Чернышевский, он плавал парохо дом и летал неоднократно. Сам того не замечая, я как-то вслед за ним стал бор мотать отдельные строки: Неприветлива, забыта, холодна, Одичалая пропаща сторона. Птиц не слышно, Не видать звериных троп — На сугробе подымается сугроб. Я спрашивал его, что это такое, что он пишет? Он отмалчивался, отшучивал ся, говорил: «Погоди, потерпи, узнаешь». Но так как он никогда не держал втай не — и не только от друзей — свои твор ческие замыслы, то вскоре сказал, сму щенно улыбаясь и потирая длинными пальцами подбородок: — Вот, брат, задумал о Чернышев ском, не знаю — выйдет ли. Те кусочки, которые ты бубнишь, как пономарь, от туда, из поэмы. Свою «Ведомость о секретном преступ нике Чернышевском» он не писал подряд, главу за главой, как обычно писал свои вещи. Она складывалась у него годами, писалась по мере осмысления материала. Еще не были завершены главы «Своды законов», а он уже набрасывал «Во глу бине сибирских руд», «Места отдален ные». И трудно было сказать, что роди лось раньше, что позже. Он рылся в ар хивах, прочитывал все, что только появ лялось печатного о Чернышевском — особенно мемуары, письма, и снова и снова обращался к его сочинениям, пере писывался с внучкой великого критика, хранительницей саратовского музея. И ездил, ездил по сибирской стороне, где хоть однажды ступала нога Чернышев ского. Ольхон любил проверять написанное на большой аудитории. Он часто выносил главы поэмы о Чернышевском на суд чи тателей: в университет, педагогический институт, на собрания колхозников, «литературные пятницы». И тут поэт совершенно преображался — никто бы не мог и подумать, что только накануне его валил с ног сердечный приступ. Он выходил к трибуне подтянутый, как бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2