Сибирские огни, 1961, № 1

— Во, этот толковый, на рыхление взял! Оказывается, пока мы обедали, взрывники заложили в наши лунки аммонит и взорвали мерзлый слой грунта, покрывающий залежи гравия, необходимого для создания перемычки. Вот в чем смысл п?боты бригады, и, в частности, моей работы. Мы продолжаем долбить новые лунки, за нами двигается, лязгая, зубастый экскаватор, к экскаватору, как по кругу, подносятся и уносятся, угрожающе урча, МАЗы. Они везут гравий на перемычку. Зайцы на дорогах Чтобы не проспать, радио не выключаем. В Новосибирске я был убежден, что, когда говорит радио, мне не уснуть, а тут — ничего. Утром каждый из нас слышит гимн, к самому животу подтягивает колени, так как в комнате холодно, находит наиболее теплое положение и старается протянуть удовольствие. Но тридцать минут проскакивают катастрофически быстро и разносится бодрый Ко­ лин голос: — Э-эй, оглоеды! Он среди нас самый младший, но за то, что он добровольно взял на себя край­ не ответственную обязанность играть подъем каждый день, мы разрешаем ему назвать нас в это время как угодно. И он разнообразит: «оглоеды», «лаптежники», «макаронщики»... Мне с Колей в одну сторону, только километра на три дальше. Влив в себя стакана по два незаваренного кипятку, который по привычке называем чаем, мы спешим к дороге. Тропа уходит под уклон, огни домов чуть желтеют в морозном тумане, горы на левом берегу напоминают густой дым, повисший высоко над лесом. Наша задача состоит в том, чтобы вскочить на один из проходящих мимо гру­ зовиков, причем угадать точно на тот, который едет в нашу сторону. Таких, как мы, дорожных зайцев — сотни. Все они не пожелали подниматься на пятнадцать минут раньше, чтобы застать крытые брезентом невероятно вместительные гази­ ки. Впрочем, в роли дорожных зайцев часто оказываются и самые серьезные лю­ ди, ибо в гараже раза два-три в неделю по утрам устраивают проверку исправ­ ности рулевого устройства и еще чего-то, и тогда напрасно будешь мерзнуть не только у бани и пожарки, где обычно останавливаются грузовики, а даже и у кон­ торы. По всему видно, что сегодня в гараже тоже проверка. Едва зажелтеют рас­ плывчатые фары вдалеке, как им навстречу с обеих сторон дороги из тумана не­ сутся переломленные в свете фигуры. Некоторым удается нырнуть в кузов, если это не самосвал, остальные опять растворяются в густом тумане на обочинах широ­ кого тракта. Сосны густо обступают нас, пощелкивают от холода их невидимые стволы. Урча и подмигивая, подходит тяжелый «ЗИЛ». Я подпрыгиваю и успеваю сунуться головой в какую-то тесноту, затем начинаю трястись, успокаиваюсь: ага, значит, все в порядке, еду. Кто-то кряхтит, доказывает, что он не табуретка. Лишь через километр я соображаю, что ноги у меня за бортом болтаются, а го­ лова намертво заклинилась кому-то между ног. А где Коля? Сел ли он? Ему до кислородного. Он проворнее меня, он не мог не сесть. Но почему не слышу ни одного знакомого голоса? С ужасом догадываюсь... Однако предварительно кричу: — Куда эта машина? — Как куда? Бестолочь, в-Ману! А что такое «Мана»? Шут ее знает, что оно такое... Может, где-нибудь кило­ метров за двадцать в стороне. Что есть мочи сучу ногами, кручу головой. После того, как хрустнула шея, удается вывалиться. Гора спускается к самой дороге. Здесь, на пустом и безлюдном диком месте мороз и туман кажутся еще сильнее. Мимо с жутким ревом проносятся неясные 8 . «Сибирские огни» № I.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2