Сибирские огни, 1960, № 9
второй главы определяются главные чер ты метода: «Социалистический реализм означал правдивое, исторически конкрет ное изображение действительности в ее революционном развитии. При этом прав дивость и историческая конкретность ху дожественного изображения действитель ности сочетаются с задачами воспитания трудящихся в духе коммунизма. Социа листическому реализму была присуща революционная романтика, романтика нового типа». Все эти положения правильные и не вызывают возражений. Но результаты ис следования могут быть плодотворными только тогда, когда анализируется живая художественная ткань произведения и на этой основе даются теоретические обоб щения. Необходимо также учитывать и то, что итоговые научные выводы должны опи раться на конкретный, детально изучен ный материал и строгую аргументацию. К сожалению, этот принцип далеко не всегда сохраняется в «Очерке». Так, на стр. 64 утверждается, что в стихотворении Б. Абидуева «Новый быт» поэт «с большой художественной силой выразил чувство глубокого удовлетворе ния, радость и счастье своего народа, строящего социализм». Что же читатель узнает об этом сти хотворении в дальнейшем? «В одном из ранних стихотворений Б. Абидуева... «Новый быт» рассказы вается о новом быте в улусе, жители ко торого объединились в колхоз, где на смену примитивным орудиям производст ва пришли новые сельскохозяйственные машины — тракторы, сенокосилки, сеял ки, облегчившие труд и преобразившие облик бурятского улуса. Из колхозного улуса безвозвратно ушли в прошлое тем нота и невежество, а на смену им пришли просвещение и культура». Й ни слова о мастерстве! Комментарии аналогичного характера даются и к другим произведениям. Иног да даже там, где авторы специально ос танавливаются на особенностях художе ственной формы произведений, некото рые важные тезисы оказываются не рас крытыми. Этот недостаток особенно бросается в глаза, когда речь идет о языке. На стр. 233, где дается характеристика осо бенностей языка романа Ж. Тумунова «Степь проснулась», нет ни одного при мера. Нередко, для того, чтобы осветить то или иное литературное явление, авторы приводят «обоймы» многочисленных за главий, мало помогающих уяснению его сущности (см. стр. 218, 220, 221). В дальнейшем следует продумать и композиционную структуру глав. Группи ровка произведений по рубрикам — по эзия, проза, драматургия — мешает вос становлению всей сложности литератур ного процесса, в котором должны учиты ваться произведения различных жанров. Очень хорошо, что в конце книги при ведена библиография основных изданий бурятской советской литературы на бу рятском и русском языках. Но следовало также дать и список критической литера туры. Думается, что необходимо широкое обсуждение «Очерка». Это даст возмож ность авторскому коллективу учесть не дочеты^ настоящего издания и поможет в дальнейшей работе над историей бурят ской советской литературы. КОРОТКО О КНИГАХ Ленин — наше солнце. Томск, Кн изд., 1960. 203 с. Так озаглавлен сборник произведений сибирского народного творчества и сти хов сибирских поэтов, выпущенный Том ским областным издательством к 90-ле тию со дня рождения В. И. Ленина. В сборнике — два раздела. В первом со браны песни, сказки, частушки, легенды, пословицы и воспоминания. Часть из них публикуется впервые. Яркие средства произведений народного творчества ри суют богатырский образ Ленина—вождя, учителя, борца. Они отражают великую любовь простых людей к памяти Ленина, веру в его всесилие. Так, в одной из ле генд, помещенной в сборнике, рассказы вается о том, что во время самых тяже лых боев с белыми у Байкала прилетел Ильич на самолете и помог красногвар дейцам справиться с врагом. Во втором разделе собраны стихотворения тридцати поэтов-сибиряков. Читатель найдет здесь стихи старейших поэтов-сибиряков и про изведения молодых поэтов. В этот раздел вошли и переводы стихов о Ленине с не нецкого, тувинского, бурятского, эвенкий ского, якутского и шорского языков. Хо рошо дополняют сборник вступительная статья составителей Н. Антропяинского, Н. Бабушина, Я. Кошелева «Образ Ле нина в сибирском фольклоре и поэзии» и примечания. Воспоминания о революционном Ново- николаевске (1904—1920 гг.) Новоси бирск, Кн. изд., 1959, 174 с. Новосибирск (Новониколаевск) — са мый молодой из десяти крупнейших го родов нашей страны. Ему еще нет семи десяти лет. Но в прошлом у него немало интересных событий. Об этом свидетель ствует сборник, подготовленный партий ным архивом Новосибирского обкома КПСС. Он содержит материалы о важ нейших этапах истории партийной орга низации города. Многие из этих материа лов публикуются впервые. К их числу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2