Сибирские огни, 1960, № 9

ключителыю ради важности темы — значит, дискредитировать самую тему. И, во-вторых, высокая требовательность издательства помогла бы молодому писа­ телю понять, что воспитательное значе­ ние литературы заключено отнюдь не в преподнесении со страниц книги пропис­ ных истин. Это, впрочем, тоже прописная истина. В т О д и н о к о в ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОЙ БУРЯТИИ еред советским литературоведени­ ем сейчас стоит большая и сложная задача — изучение развития реализма в мировой литературе. Метод социалисти­ ческого реализма в кругу проблем, свя­ занных с решением этой задачи, занимает ведущее место. При этом глубокое и все­ стороннее его осмысление возможно толь­ ко тогда, когда будут учтены творческий опыт зарубежных писателей и развитие многочисленных национальных литера­ тур Советского Союза. Отрадным фактом с этой точки зрения является выход в свет коллективного труда по истории бурятской советской ли­ тературы, изданного Бурятским комп­ лексным научно-исследовательским ин­ ститутом Сибирского отделения Акаде­ мии наук СССР *. коллектив литературоведов (Г. О. Ту- денов, Е. В. Баранникова, Ц. А. Дугар- Нимаев, А. Н. Тантятова, А. А. Шишки­ на, Б. В. Семичов, А. А. Белоусов) ре­ шил — «обобщить в кратком «Очерке» сложный процесс становления и развития бурятской советской литературы, дать идейно-художественный анализ наиболее значительных произведений». Нужно отдать должное авторам «Очер­ ка», проделавшим большую и трудоем­ кую работу, которая осложнялась тем, что творчество бурятских писателей изу­ чено слабо, отсутствуют критико-биогра­ фические работы, монографии. В свое время в критике отмечались не- . достатки в книге М. П. Хамаганова «Бу­ рят-монгольская советская литература» (1951). В частности, указывалось на де­ кларативность отдельных положений, чрезмерное захваливание писателей, боязнь сказать о недостатках, малое вни­ мание к национальной форме литерату­ ры. Недостаточно была вскрыта специ­ фика национальной художественной фор- 1 Очерк истории бурятской советской литера­ туры. СО АН СССР. БКНИИ, Улан-Удэ, 1959. мы произведений бурятских писателей и в очерке бурят-монгольской литературы, включенном в сборник «Литература наро­ дов Сибири», который был издан Новоси­ бирским книжным издательством в 1956 г. Авторы рецензируемого труда сумели в основном преодолеть недостатки пред­ шествующих работ. В «Очерке», освещающем развитие бу­ рятской поэзии, прозы, драматургии с 1918 по 1955 г., подробно рассматрива­ ются все значительные литературные яв­ ления, анализируется художественная форма произведений, выясняется их на­ циональное художественное своеобразие. Прослеживаются глубоко народные истоки современной поэзии. Например, устанавливается, что поэтические произ­ ведения бурятских поэтов 20-х гг. «в ос­ новном были написаны в фольклорно­ эпическом, певучем стиле, они близки к произведениям бурятской народной по­ эзии». При этом во всех случаях авторы, говоря о связи литературного произве­ дения с фольклорным, приводят убеди­ тельные доказательства на бурятском и русском языках. Вместе с тем в «Очерке» определяется и то новое, что создается в советскую эпоху, — поиски новых форм, новых средств поэтической выразительности. Профессионально, с глубоким знанием особенностей бурятской поэзии анализи­ руется поэтика стиха, принципы совре­ менного стихосложения. Изучается художественная форма и прозаических, произведений с учетом их национальной специфики. Показаны в «Очерке» и национальные истоки дра­ матургии, £вязь ее с развитием бурятско­ го народного и профессионального теат­ ра. История бурятской литературы дает­ ся авторами не как изолированный про­ цесс, а в тесном контакте с русской ли­ тературой как классической, так и совет­ ской. Однако, учитывая несомненные досто­ инства «Очерка», следует отметить ряд недостатков. В нем по существу обходит­ ся серьезная научная постановка теорети­ ческих проблем, связанных с изучением формирования и особенностей метода со­ циалистического реализма. Нам понятны трудности, возникавшие перед авторским коллективом на совре­ менном этапе изучения бурятской лите­ ратуры. Тем не менее авторы должны были уже сейчас четко наметить глав­ нейшие, узловые моменты литературного процесса. Правда, о методе социалистического реализма в «Очерке» говорится, но в форме беглых замечаний или общих рас- суждений. В конце первой главы отме­ чается, что бурятская литература «разви­ валась как неотъемлемая часть многона­ циональной советской литературы, ос­ новным методом которой был метод со­ циалистического реализма». В начале

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2