Сибирские огни, 1960, № 9
ключителыю ради важности темы — значит, дискредитировать самую тему. И, во-вторых, высокая требовательность издательства помогла бы молодому писа телю понять, что воспитательное значе ние литературы заключено отнюдь не в преподнесении со страниц книги пропис ных истин. Это, впрочем, тоже прописная истина. В т О д и н о к о в ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОЙ БУРЯТИИ еред советским литературоведени ем сейчас стоит большая и сложная задача — изучение развития реализма в мировой литературе. Метод социалисти ческого реализма в кругу проблем, свя занных с решением этой задачи, занимает ведущее место. При этом глубокое и все стороннее его осмысление возможно толь ко тогда, когда будут учтены творческий опыт зарубежных писателей и развитие многочисленных национальных литера тур Советского Союза. Отрадным фактом с этой точки зрения является выход в свет коллективного труда по истории бурятской советской ли тературы, изданного Бурятским комп лексным научно-исследовательским ин ститутом Сибирского отделения Акаде мии наук СССР *. коллектив литературоведов (Г. О. Ту- денов, Е. В. Баранникова, Ц. А. Дугар- Нимаев, А. Н. Тантятова, А. А. Шишки на, Б. В. Семичов, А. А. Белоусов) ре шил — «обобщить в кратком «Очерке» сложный процесс становления и развития бурятской советской литературы, дать идейно-художественный анализ наиболее значительных произведений». Нужно отдать должное авторам «Очер ка», проделавшим большую и трудоем кую работу, которая осложнялась тем, что творчество бурятских писателей изу чено слабо, отсутствуют критико-биогра фические работы, монографии. В свое время в критике отмечались не- . достатки в книге М. П. Хамаганова «Бу рят-монгольская советская литература» (1951). В частности, указывалось на де кларативность отдельных положений, чрезмерное захваливание писателей, боязнь сказать о недостатках, малое вни мание к национальной форме литерату ры. Недостаточно была вскрыта специ фика национальной художественной фор- 1 Очерк истории бурятской советской литера туры. СО АН СССР. БКНИИ, Улан-Удэ, 1959. мы произведений бурятских писателей и в очерке бурят-монгольской литературы, включенном в сборник «Литература наро дов Сибири», который был издан Новоси бирским книжным издательством в 1956 г. Авторы рецензируемого труда сумели в основном преодолеть недостатки пред шествующих работ. В «Очерке», освещающем развитие бу рятской поэзии, прозы, драматургии с 1918 по 1955 г., подробно рассматрива ются все значительные литературные яв ления, анализируется художественная форма произведений, выясняется их на циональное художественное своеобразие. Прослеживаются глубоко народные истоки современной поэзии. Например, устанавливается, что поэтические произ ведения бурятских поэтов 20-х гг. «в ос новном были написаны в фольклорно эпическом, певучем стиле, они близки к произведениям бурятской народной по эзии». При этом во всех случаях авторы, говоря о связи литературного произве дения с фольклорным, приводят убеди тельные доказательства на бурятском и русском языках. Вместе с тем в «Очерке» определяется и то новое, что создается в советскую эпоху, — поиски новых форм, новых средств поэтической выразительности. Профессионально, с глубоким знанием особенностей бурятской поэзии анализи руется поэтика стиха, принципы совре менного стихосложения. Изучается художественная форма и прозаических, произведений с учетом их национальной специфики. Показаны в «Очерке» и национальные истоки дра матургии, £вязь ее с развитием бурятско го народного и профессионального теат ра. История бурятской литературы дает ся авторами не как изолированный про цесс, а в тесном контакте с русской ли тературой как классической, так и совет ской. Однако, учитывая несомненные досто инства «Очерка», следует отметить ряд недостатков. В нем по существу обходит ся серьезная научная постановка теорети ческих проблем, связанных с изучением формирования и особенностей метода со циалистического реализма. Нам понятны трудности, возникавшие перед авторским коллективом на совре менном этапе изучения бурятской лите ратуры. Тем не менее авторы должны были уже сейчас четко наметить глав нейшие, узловые моменты литературного процесса. Правда, о методе социалистического реализма в «Очерке» говорится, но в форме беглых замечаний или общих рас- суждений. В конце первой главы отме чается, что бурятская литература «разви валась как неотъемлемая часть многона циональной советской литературы, ос новным методом которой был метод со циалистического реализма». В начале
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2