Сибирские огни, 1960, № 9
«Я потом объясню ему. Расскажу, по чему ушла. Ведь глупо оставаться беспо мощным наблюдателем», — думала Ксе ния. Вот, оказывается, в чем дело. Такому объяснению трудно поверить, потому что героиня рассказа — это загрубевшая в таежных походах, инициативная, смелая женщина, а не институтка из пансиона благородных девиц. Вернувшись с бечев кой, она смело спускается вниз, «избегая смотреть в сторону пропасти, вдавли ваясь телом в скользкую поверхность скалы, зацепляясь ногтями за неровно сти. Где-то в глубине сознания жила тре вожная мысль: выдержит ли бечевка двоих?» Мысль ее работает четко, в каждом движении — расчет. Кто поверит, что совсем недавно она в великом страхе убежала от пропасти? Читатель хотел бы полюбить Ксению, но авторский произвол уже сыграл свою роль. Образ Ксении раздробился, потуск нел и все из-за того, что автору непре менно хотелось внести в эпизод какие-то дополнительные переживания героини, хотя опасная обстановка описываемых действий совсем не соответствовала этому. Можно привести еще ряд подобных примеров. Взятые вместе, они создают впечатление художественной незавершен ности произведений С. Наумова. Ведь до стоверность в литературе •—■это не толь ко достоверность факта, но и правиль-. ность их оценки автором. С. Наумову предстоит еще большая работа, чтобы преодолеть некоторый субъективизм в решении поставленных проблем, чтобы раскрыть духовный мир советского человека в более широком об щественном плане. В. М а с т е р е н к о ПРОПИСНАЯ ИСТИНА 270 с лишним страниц несколько большего, чем обычно, формата. Облож ка зеленовато-серого оттенка. На облож ке — две молодые березки, несущиеся по ветру облака, парящие птицы. Пейзаж, как следует понимать, олицетворяющий весну... «В пору цветения»1— назвал свой ро ман молодой омский писатель Петр Ка рякин. Роман о делах и судьбах рабоче 1 П е т р К а р я к и н . В пору цветения. Ро ман. Омское кн. изд., 1959. го класса. Произведение, по мысли авто ра, долженствующее показать лучшую пору в жизни его героев — пору духов ного роста, обретения сил и опыта. Разговор об этой книжке есть смысл начать с не столь значительной, на пер вый взгляд, детали — с фамилий ее ге роев. Демобилизованный по ранению фрон товик Иван Башкиров возвращается в родной город. Одним из первых он встре чает здесь «длинного румяного парня с узенькими, точно приклеенными черны ми усиками». Это — бывший его соуче ник Макс Вихлевский. Двух страниц достаточно, чтобы характер обладателя такой неблагозвучной фамилии был пе ред читателем как на ладони. Макс — страстный любитель низкопробной загра ничной музыки, ловелас, смысл жизни для которого: «Пусть водка пьется, а ' песня льется, что будет завтра — не все ль равно...» Убив некоторое время в скитаниях с Максом по танцплощадкам и ресторанам, Башкиров решает, наконец, обратиться в райком комсомола с просьбой о работе. Он попадает к первому секретарю Сидя- кину. Тот внешне радушно встречает де мобилизованного, обещает помочь, но, по каким-то скрытым от читателя сооб ражениям, не делает этого. Кто знает, как все обернулось бы дальше, не повстречай Иван еще одного своего школьного товарища — Бодрова, который работает в том же райкоме ин структором. Энергичный, деятельный Бодров в два счета устраивает Башкиро ва на обувную фабрику. Вероятно, именно с этого момента чи татель включается в своеобразную игру, смысл которой состоит в том, чтобы по фамилии героя определить его внутрен нее содержание. Скажем, «человек лет сорока, с темным продубленным лицом, жесткими складками у губ» — парторг фабрики Будин? Это, скорее всего, фи гура весьма положительная, так сказать, «побуждающая». Или парень «с сонны ми зеленоватыми глазами, притянутыми в уголках веками и пренебрежительно' скривленными губами» — Смачков? Ох, не жди добра от персонажа с такой фа милией! А главный инженер Старченко? Не рутинер ли? А начальник цеха Хмы- кин?.. Самое печальное, что викторина ока зывается беспроигрышной. Смачков — действительно вор, а впоследствии даже убийца. Старченко тормозит работу фаб рики до тех самых пор, пока не уступает место благозвучному Волохову. Можно было бы простить, конечно, П. Карякину наивное следование канонам классицизма в отношении фамилий, если бы за всем этим не крылось нечто более серьезное. Редкостный примитив и одно сторонность отличают характеристики едва ли не всех персонажей романа. Коль скоро отрицательный Макс Вих-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2