Сибирские огни, 1960, № 9
завязкой , кульминацией, развязкой. Тем ной осенней ночью двое пашут зябь, он ведет трактор, она сидит на прицепе. Вот, ■собственно, и все действие. Эмоциональ ное содержание рассказа заключено в де сятках деталей обыденных, мелких, но добротных, ясных и правдоподобных. Это как в стихотворении — чтобы передать •содержание, надо вспомнить все детали: и хмурое небо, похожее на вспаханную землю, и мелкую порошу, повисшую в воздухе, словно пыльца цветущей ржи, и землю, плотную, веками слежавшуюся, которая сопротивляется железу плуга, «напрягая многочисленные травинки- мышцы». Несмотря на то, что пейзаж в этом рассказе нарисован автором суро выми красками, за ним чувствуется ду шевная теплота и близость человека к природе, к земле, вспаханной своими ру ками. Диалоги в этом рассказе очень ла коничны. «— Не забивает? — угрюмо спро сил он. — Нет пока... — Смотри не усни... Потом плуг все-таки «забило». Вдвоем ■они очистили его и присели на зеленую станину. Катя зябко вздрогнула. Мирон ■стянул с плеч шинель. — Надень. Катя покорно укуталась в шинель, по ежилась, негромко обронила: — Тепло... Тракторист склонился к девушке. Ру ка его коснулась ее плеча, потом скольз нула вниз к локтю. Катя испуганно вскинула на него глаза: — Ты что? Мирон смущенно пробормотал: — Табак там. И спички в кармане». Простой, казалось бы, эпизод. Но как хорошо он передает внутреннее напряже ние героев, динамику их чувств. Нельзя не поверить, что на наших глазах зарож дается большая любовь, та, о которой мечтала Катя и о которой, видимо, не раз думал Мирон в осенние холодные ночи, ■один в пустом поле. Думается, что этот рассказ характерен для С. Наумова. Здесь он говорит «сво им голосом», умело передает душевные колебания, лирический настрой чувств. Как в этом, так и в ряде других расска зов поступки героев, обстановка, в кото рых они совершаются, природа — все подчинено стремлению раскрыть духов ный мир человека, его моральную кра соту. >В связи с этим нельзя обойти молча нием и рассказ «Последний», написан ный на материале Отечественной войны. Автору самому не пришлось быть на фронте — в то время он был еще очень молод, но творческое воображение помог ло ему восстановить множество верных деталей фронтовой обстановки, и глав ное __ ярко передать гуманизм совет ского солдата-освободителя. Образ Вани Лопушкова, низкорослого, с тяжелым лбом, нависшим над запавши ми глазами, — несомненная удача авто ра. Он прост, бескорыстен и готов уме реть, если этого требует солдатскйй долг. Оставшись вместе с Мартой и ее ребен ком в тоннеле метро, Ваня проявляет все свои замечательные качества. Он встав ляет фауст-патрон в щель пролома и при вязывает веревку к спусковому крючку. «Лопушков снял каску, протянул ее ■Марте. — Надень, чтоб обломки не клюнули... — Найн, найн, — торопливо сказала она, отталкивая его руку. Виноватое удивление отразилось на ее бледном осунувшемся лице. Тогда он при поднялся на цыпочки и сам надел на нее каску». Когда женщина спряталась за высту пом, «Лопушков лег грудью на обломки, лицом и губами чуя прохладную свежесть сырой земли». Большая солдатская оби да сжимала его сердце. Не смерть стра шила. Хотелось увидеть белые флаги по верженной столицы, к которой он шел столько тяжких лет. Много хотелось еще Ивану Лопушкову от жизни, но позади ждала его помощи совсем чужая женщи на с ребенком на руках. Здесь отчетливо выступает стремле ние автора рисовать сильные характеры. Чувствуется, что он находится на под ступах к созданию более сложных и ин тересных в литературном отношении об разов. И если до сих пор ему не удалось решить эту задачу, то, вероятно, потому, что он еще недостаточно «вооружен» знанием жизни и опытом. Только этим можно объяснить тот факт, что некото рые рассказы С. Наумова не оставляют глубокого впечатления, хотя в них есть и острые сюжеты, и драматизм, нагнетае мый автором подчас искусственно. Уже первые фразы рассказа «Плечо товарища», например, настораживают: «Светлые ночи короткого лета были про низаны холодом. Туман лежал, как снег. Серое небо вплотную прижималось к зем ле». Дальше идут: ветер, от которого «даже мысли стынут», «дрожащие звез ды» и множество других красивых опи саний сибирской природы. Красивых, но, к сожалению, не отличающихся точ ностью. Ведь когда «серое небо вплотную прижимается к земле», ночи не могут быть светлыми. Серая, рассеянная облач ность, словно шторой, задергивает небо свод, и обычно в такие ночи очень трудно увидеть не только «дрожащие звезды», но и луну, находящуюся от земли срав нительно близко. Тут впервые зарождается сомнение: уж не придумал ли автор всю эту экзоти ку. И чем дальше читаешь рассказ, тем менее достоверными кажутся описывае мые события. ...Геологи жили впятером — трое ре бят и две девушки. Отряд бил шурф. Кругом на многие десятки километров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2