Сибирские огни, 1960, № 9

раскрытию — с чужого голоса, что кон­ статация вместо изображения трудового подвига не могли привести А. Романова к успеху в работе над стихотворением «Пять дней наш небольшой отряд в пу­ ти», а Анатолия Чернышева — над сти­ хотворением «Сухари». Сказанное, однако, ни в коем случае не создает впечатления пестроты сбор­ ника. «Осечка», просчеты отдельных ав­ торов, слабость иных произведений блед­ неют перед тематическим и творческим многообразием всего сборника, в кото­ ром показана сегодняшняя Сибирь. В этом и состоит его главное достоинство. Лучшими стихами и большинством про­ изведений сборник как бы утверждает животворность связей литераторов с жизнью. Запоминаются стихи И. Вет­ лугина, в частности, «Спутник», «Глу­ бинка», «Поют жаворонки», стихи Н. Пе- ревалова «Другу», «Ханум», «Как на­ чиналась любовь», и стихи К. Лисов­ ского. Большой мир входит в стихи новоси­ бирских поэтов. Они пишут о том, как «гремит железная округа» Горной Шо- рии, как вдохновенен труд на колхозных полях и в цехах заводов и фабрик. О войне, о людях армии, о том, что оста­ лось неизгладимым, повествует Л. Ре­ шетников. Это — нелегкая тема: сегод­ ня нельзя писать так, как писалось о войне и десять и пятнадцать лет назад. Для поэтов, пишущих о войне, наступи­ ло время, когда требуется философское осмысление пройденного пути. Такими стихами, как «Сапун-гора», «Мыс Херсо- нес», Л. Решетников показывает нема­ лое умение по-новому раскрывать герои­ ку военных лет. И тут же нельзя не ска­ зать о стихотворении Ивана Краснова «Крылатому другу». Это не только хо­ рошее произведение. Посвященное лет­ чику первого класса Ивану Захарову, оно ценно обращением поэта к живому человеку, к герою, реально существую­ щему. Многообразно творчество новосибир­ ских поэтов. Сборник дает представле­ ние об авторах, пишущих для детей, и авторах пародий (Ю. Магалиф), и песен­ никах (В. Пухначев). Он дает яркое представление о творческом устремле­ нии Л. Чикина, много и плодотворно ра­ ботающего над раскрытием в поэзии об­ раза коммуниста. Его стихи «Партрабо­ та», «Братство», «Помним о них», «Слово о живых» и другие покоряют глубиной содержания, силой эмоциональ­ ного воздействия. Сборник «Новосибирск поэтический» первый опыт создания своеобразной книги. Опыт оказался удачным. Пусть он приведет за собой другие подобные книги — читателю они нужны. И пусть в будущих сборниках мы найдем боль­ ше ярких произведений не только о Си­ бири, о сибиряках — героях наших дней, но и о родном городе, о Новосибирске. Город, который известен за рубежами нашей Родины как город индустриаль­ ный, как город науки и культуры, не может не вдохновлять поэтов. Он заслу­ живает, чтоб иметь своих певцов. С. М а к с и h i о в О ДОСТОВЕРНОСТИ Д в е книги рассказов С. Наумова вышли в свет почти одновременно: одна — в Москве, другая — в Новоси­ бирске *. Сборник, выпущенный Новоси­ бирским издательством, состоит из деся­ ти рассказов. Московская книга под на­ званием «Плечо товарища» выглядит «солиднее» — она содержит 24 рассказа, в том числе и рассказы сибирского сбор­ ника. При первом же знакомстве с обеими книгами легко обнаруживаешь, что к со­ ставлению сборника «Запах распиленно­ го леса» в Новосибирске отнеслись бо­ лее продуманно и строго, чем в изда­ тельстве «Молодая гвардия». Более то­ го, когда перелистываешь книгу «Плечо товарища», кажется, что при отборе рас­ сказов в этот сборник вообще никаких критериев не существовало, настолько пестры они как по тематике, так и по своим идейно-художественным достоин­ ствам. С. Наумов — писатель молодой и по­ дающий надежды. Его рассказам свой­ ственны лиризм повествования, стремле­ ние обнажить психологические черты в характерах героев, острота сюжетных поворотов. Автор понимает силу худо­ жественной детали, поэтического образа, к месту сказанного простого слова. Что же касается общей тенденции С. Наумо­ ва, то следует сказать, что он в своих произведениях стремится к раскрытию духовного мира человека, взятого как бы отдельно от окружающей его среды, в узком бытовом плане или в плане его отношений к природе. Удается ли это С. Наумову? В неко­ торых рассказах — да. В целом ряде произведений он проявляет замечатель­ ную способность в обыденных поступках героев находить истоки больших и силь­ ных чувств. Вот маленький рассказ под заглавием «Зябь». Содержание его трудно переска­ зать. У него нет сюжета с классическими 1 С. Н а у м о в . Плечо товарища. М. «Молодая гвардия», 1959. С. Н а у м о в . Запах распиленного леса. Но восибирск. кн. изд., 1959.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2