Сибирские огни, 1960, № 9
ский! К этому выводу придет каждый прочитавший сборник. Он увидит в нем отряд поэтов, выстроившихся, как на смотру. В этом отряде — разные люди. Они отличаются степенью талантливо сти и возрастом, литературным опытом и широтой мировоззрения. Одни, напри мер такие, как безвременно скончав шийся Илья Андреевич Мухачев, приш ли в советскую поэзию на заре ее раз вития, отдали поэтическому труду деся тилетия, завоевав любовь и признание читателей. Творчество других началось в славные тридцатые годы... В период вой ны, в послевоенные годы зазвучало очень много поэтических голосов. Для одних увиденное и прочувствованное там, на фронте, оставило неизгладимый след — с армейской темой они не рас стаются и поныне, под влиянием време ни получившей новое качество и прелом ление. И много, очень много представ лено в сборнике произведений, принад лежащих перу .молодых, даже начина ющих авторов. С некоторыми из них читатель встречается впервые. Их про изведения пришли в сборник с газетных полос. Трудно сказать, кто из них вы держит экзамен времени. Но залогом успешного развития поэзии являет ся существование добрых резервов, непрерывное пополнение поэтического отряда молодыми, талантливыми сила ми. Сборник убедительно свидетель ствует: Новосибирск поэтический рас полагает такими резервами и таким пополнением. В ряде стихотворений мо лодых поэтов отчетливо проявляется стремление по-своему осмыслить факты и явления действительности, смелость в обобщениях. Довольно ярко эти качест ва проявляются в произведениях Ильи Фонякова. Прочтите, к примеру, его стихотворение «Дом Ленина в Новоси бирске». Это место издавна знакомо Всем живущим в городе у нас. — Сбор с утра у Ленинского дома... — Ж ду тебя у Ленинского дома... — Два шага от Ленинского дома... Слышишь этот адрес в сотый раз. Конечно, такой адрес увидит приезже го, тем более, что действительно в нашем городе «Ильич ни разу не был, — толь ко на вокзале, по пути...» А Дом Ленина, построенный в память Ильича, сущест вует. Но, разумеется, не в этой констата ции факта смысл стихотворения, поэт поднимается до выражения глубокой по содержанию мысли в заключительной строфе стихотворения: И, пожалуй, лучшее от века Воплощенье ленинских идей — Просто дом во славу Человека, Сделанный людьми И для людей. Свежо и проникновенно прозвучали не которые стихи А. Кильдюшева («Куб рик», «За штурвалом», «Туркмены ста на Джафара»), выразительны короткие, но емкие по содержанию стихи Нины Греховой («Старый карандаш», «О звез дах»), тем и волнуют стихи Александра Романова, Анатолия Чернышева, Лари сы Кравченко, что в их основе лежат жизненные факты, что их оценка и рас крытие поэтическими средствами приве ли к обобщениям и выводам важным и значительным. Многими хорошими стихами молодых авторов радует сборник. Каким прекрас ным встает перед нами воин — лириче ский герой стихотворения Михаила Гор бунова. Посчитал патроны деловито, Положил все лишнее в отсек. И пошел под бивни из термита — уязвимый смертный человек... Гибнет воин, в последнее мгновение увидевший «холмик и тонюсенькое жало — меж травинок нервного огня». Поэт находит сильные мужественные строки, выражающие величие и глубокую значи мость подвига. Вот и все. И тихо к изголовью подошли и замерли вдвоем — мать с неразделенною любовью, Родина в величии своем. М. Горбунов, бесспорно, — одаренный человек. Он обладает подлинным худож ническим видением, когда, например, поднимается до сравнения сибирской зи мушки-зимы «вот с этой женщиной, от проруби несущей два ведра зари». Между тем в стихах М. Горбунова мы одновременно встречаемся и с отсутстви ем чутья к слову и со сложной многозна чительностью. Автор еще не выработал своего вкуса, грешит стремлением к об разности ради образности. Все есть в сти хотворении «Солдат» — и «неба синька», и «звезд колышущийся рой», потребовав шийся автору для «сравнения»... «с го рошком на косынке» «далекой девушки одной». Ну, а как представлен солдат, лирический герой? «Он тридцать верст проходит сразу». «Он не отстанет, пить не спросит»(?!), «глядит орлом». Вот и все. Раздумья над стихами молодых приво дят к выводу: приятно, что Новосибирск поэтический располагает большими ре зервами, но эти резервы нужно стара тельно готовить, воспитывать начинаю щих не только одобрением удач. Прояв ляя подлинную заботу о творческом ро сте молодых авторов, следовало бы ска зать Н. Лакееву, что, наряду с хороши ми стихами «Заря» и «Сад», он написал «Письмо с дороги» — и по теме, и по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2