Сибирские огни, 1960, № 9
4 ^ A J M O L 0ЮЖШ1 В. К о p ж e в ПОЭЗИЯ ТРУДА Целовек имеет благородную и яс ную цель — покорить неоглядную ширь степей и дать народу хлеб, много хлеба, — ведь крепко зависит вся жизнь от зерна: и в доме достаток, и свет из окна, и даже счастливые свадьбы. Человек с такой целью — лирический герой стихотворного сборника «Поют жа воронки» Ивана Ветлугина *. Тема сборника — труд советского хлебороба, борьба за урожай, именно за Урожай с большой буквы, ибо он в сти хах И. Ветлугина является .— наряду с хлеборобом _ полноправным и «жи вым» героем, получившим, так сказать, права поэтического гражданства. Об щественная важность и значимость этой темы придает стихам сборника необхо димую публицистичность. «Товарищ Урожай» входит в стихи И. Ветлугина непринужденно, по-хозяйски, имея «очень веский авторитет». И хотя художники по рой «для солидности Урожаю подрисо вывают брюшко», __ в этой тучности многопудовой совершенно иная «суть», чем, скажем, у «ленивцев и бюрократ тов». Товарищ Урожай «каждый шаг наш берет на учет...». Стихи сборника в подавляющем боль шинстве сюжетны; это — небольшие I И в а н В е т л у г и н . Поют жаворонки. Стихи. Новосибирск, кн. изд., 1959. поэтические рассказы о делах и людях колхозной деревни. В незначительном, на поверхностный взгляд, жизненном яв лении или факте поэт умеет отметить- ощутимые перемены к лучшему в нашей жизни. ...Возле дома с тележки продают мо локо. Факт, казалось бы, обыденный, но- для поэта многозначительный: Мне стоит только тронуть память: та быль не очень далека, когда я разводил руками на просьбу: — Папа, мо-ло-ка! И объяснял, шутя натуж'ю: — Тебе, мой милый челоьек, пожалуй, тоже помнить нужно, что в мире нет молочных рек. Их нет и не было вовеки. И все же мы трудом своим, как видно, даже эти реки — настанет время — создадим! („МОЛОКО*)' Было бы неправильным считать, что автор берет на поэтический прицел пер вое, что попадается ему на глаза. Нет, его интересует прежде всего такая жиз ненная деталь, такой случай, в которых раскрывается характер человека, его от ношение к труду. Два машиниста лафетных жаток. Один, скосив «не меньше нормы», спе шит на боковую. Другой продолжает ко сить. Отношение поэта к этим людям не двусмысленно: Уставшим в трудовой борьбе дано на отдых право. Да , это так. Но не тебе, тому, другому, Слава! (.ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР")
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2