Сибирские огни, 1960, № 9
более широком смысле — как богатства устного народного творчества? На этот вопрос я уже ответил: язык мы будем изучать бесконечно, но нельзя в стиле народных легенд воспевать сегодняш нюю нашу действительность, это приоб ретает нарочитый, искусственный харак тер. Недавно в «Комсомольской правде» была интересная заметка. Тамара Тара- мова, комсомолка из Чечено-Ингушии (награжденная орденом Ленина), пересту пила законы шариата. Традиция запре щает чеченцам кушать свинину, и позо ром считается ухаживать за свиньями. Когда Тамара пошла работать на свино ферму, мать отвернулась от нее, стари ки плевали ей вслед, и даже некоторые сверстники, молодежь, перестали с ней здороваться. Вот пример традиции. Не восхвалять, не гордиться такой тради цией, а бороться самым решительным образом, изживать ее надо скорей! К счастью, наша стремительная жизнь отметает эти вредные традиции. При этом не исключено, что наряду с вредными традициями постепенно отхо дят в область преданий весьма поэтич ные дедовские обычаи. На том же обсуждении подверглось критике стихотворение молодого поэта Жамбалдоржиева (опять-таки с позиций верности традициям). Поэт рассказывает о древнем обычае бурят, когда отцы за казывали седло, если рождался сын (на следник родился!). Но теперь — другое, говорит поэт, — Я вожу машину по степи, И я, наверно, будущему сыну Не закажу старинного седла, так кончается стихотворение. Кон цовка вызвала остроумные реплики, вроде: «что «Волгу» закажет сыну?» и т. д. Обратимся к жизни. Родильные до ма в улусах прочно вошли в быт, вместе со школой, домом культуры, электриче ством, радио. По-разному, в соответ ствии с темпераментом, проявляют отцы радость по поводу рождения сына, но я не видел ни в деревне, ни в городе, чтоб кто-нибудь заказывал седло сыну. Спрашивается, как же быть бедному поэту, если он хочет изобразить жизнь на самом деле? Таскать в поэму все де довские облачения, уздечки, седла — для колорита, для национального свое образия? «Плюнуть на революцию во имя ямбов?» Или плюнуть на установки отдельных критиков и изображать дей ствительность по-новому, в ее новизне и развитии? Еще Белинский высмеивал тех, кто народность видел в произведениях, где «действуют мужики и бабы, бородатые купцы и мещане или в котором действу ющие лица пересыпают свой незатейли вый разговор русскими пословицами и поговорками». Сказано не в бровь, а в глаз тем, кто наличие в романе седобо родых аксакалов, через каждые пять десят слов изрекающих пословицы или поговорки, считает признаком народно сти произведения. Как уместно здесь вспомнить и Гоголя: «Истинная нацио нальность состоит не в описании сара фана, но в самом духе народа». Мы живем в такое время, когда пи сателю становится все труднее и труд нее, жизнь все стремительнее подталки вает его. Писатель добровольно взял на себя труднейшую роль учителя жизни, он и художник и мыслитель. Никто не требует, чтоб он обязательно хорошо раз бирался во всех тонкостях высшей мате матики, но отмахнуться от величайших достижений человеческой мысли ему нельзя. И — «в просвещенности стать с веком наравне» — сейчас нужно поэту как никогда. Возьмем бурятских писате лей. Не будем говорить о том, что, даже изображая прошлое темного и неграмот ного народа, писателю нужно было озна комиться с Гегелем, знать жизнь и от крытия Лобачевского, статьи Белинско го, состояние русской лингвистики 40-х годов прошлого века — то есть то, что не обходимо например, для написания ро манов о первом бурятском ученом Дор- жи Банзарове. А какая жизнь предстает сегодня взору бурятского писателя, кто его герои? Тут мы увидим, как далеко ушло то время, когда бурят можно было изображать как наивных детей природы. Если заглянуть в жизнь сегодняшнего улуса, на заводы и фабрики, в учебные заведения, научные институты, то мы увидим, что наши герои — это чабанки и пастухи, в большинстве, случаев мо лодежь, имеющая образование не ниже семи клцссов (зачастую и со средним образованием), это агрономы и учителя с высшим образованием, рабочие и ра ботницы суконной фабрики, горные ин женеры в Гусиноозерске, студенты, кан дидаты наук. Если раньше мы описыва ли, как стрелой из лука бурят достает парящего в небе коршуна, то сегодня мы обязаны писать о рядовом Самбуеве, бу ряте, который был в числе тех героев, кто сбил американского шпиона Пауэр са. Тут уже национальный покрой платья, старчески мудрые народные пос ловицы, вложенные в уста молодой сту дентки, любование поэтическими обы чаями старины и попытки привить их на новой почве — не спасут служителя муз. Где же выход? Что же должна пред ставлять из себя национальная литера тура? На эти вопросы ответ дан уже давно — Белинским. В своей статье «Евгений Онегин» великий критик раз бирает пушкинскую балладу «Жених» («Прославилась Наташа, и вся тут пес ня наша»). Казалось бы, это ли не при мер знания народной души, это ли не истинная поэзия? Однако Белинский предостерегает: «...не в таких произве дениях должно видеть образцы проник
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2