Сибирские огни, 1960, № 9

рот действия — финальная фраза акта. Глубокой болью прозвучала она у Ми­ хайлова: В ек вы в и х н у л с у с т а в . Будь п р о к л я т год , Когда п р иш е л я в п р а в и т ь вы в и х тот. Собственно, здесь начинается важней­ шая гамлетовская тема — человек и окружающий его мир, отношение чело­ века к злу и насилию. Можно по-разно­ му произнести эту фразу. В ней может прозвучать отчаяние слабого перед тра­ гическими обстоятельствами. У Михай­ лова за болью интонации угадывается воля человека, способного вынести тяже­ лое испытание. Русское шекспироведе­ ние и исполнительская школа отвергают версию о слабовольном, нерешительном меланхолике Гамлете. Муки сильного человека испытывает и Гамлет Михайло­ ва. «Он всматривается, — читаем на по­ лях роли, — в жизнь, чтобы разгадать тайну и смысл бытия. Любовь, нена­ висть, условности дворцовой жизни по­ лучили для него новый смысл, а непо­ сильная для простого смертного задача, возложенная на него истерзанным от­ цом, привадит Гамлета в недоумение и отчаяние». Сцены мнимого сумасшествия — не­ прерывная цепь сменяющих друг друга чувств и поступков. Зритель все время понимает, когда Гамлет Михайлова ра­ зыгрывает безумца, а когда, помимо во­ ли выпадая из роли, говорит серьезно. Иногда принц получает подлинное нас­ лаждение от того, что может, пользуясь маской безумца, говорить в лицо горь­ кие злые слова подлецам и ханжам. Но порой, сознавая, что это лишь мелкие безобидные укусы, а не настоящая борь­ ба, прорывается мучительным восклица­ нием: «Они готовы меня с ума свести». Наконец, наступает решительный мо­ мент: Гамлет должен начать действо­ вать. «Быть или не быть?» — раздумчи­ во начинает Михайлов. Все ускоряя ритм, со сдержанной страстью и силой подводит он итог своим мыслям. Его Гамлет не находит ответа в утверждении —умереть, забыться, чтобы положить, предел сердечным мукам, тысячам ли­ шений, «униженьям века». И в стреми­ тельном разбеге монолога кульминацион­ ной точкой звучит: «Так всех нас в тру­ сов превращает мысль...» Отныне конец раздумиям и колебаниям! Перед нами— деятельный боец, идущий на смерть в борьбе со злом, насилием, спесью глуп­ цов. Наступил перелом. Гамлет — сра­ жающийся не менее интересен у Ми­ хайлова, чем Гамлет мыслящий и любя­ щий. Знаменитая сцена «мышеловки»... От­ пуская соленые шуточки, внешне безза­ ботный, Гамлет пристально следит за ко­ ролем. Михайлов не делает ни одного движения, только смотрит, и вместе с ним за Клавдием следит весь зал. Акте­ ры по просьбе принца играют пьесу, в В. Лаврентьев. «Светлая». Илюхин — народный артист республики народная артистка республики Е. Агаронова. Н. Михайлов. Русинова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2