Сибирские огни, 1960, № 9
рот действия — финальная фраза акта. Глубокой болью прозвучала она у Ми хайлова: В ек вы в и х н у л с у с т а в . Будь п р о к л я т год , Когда п р иш е л я в п р а в и т ь вы в и х тот. Собственно, здесь начинается важней шая гамлетовская тема — человек и окружающий его мир, отношение чело века к злу и насилию. Можно по-разно му произнести эту фразу. В ней может прозвучать отчаяние слабого перед тра гическими обстоятельствами. У Михай лова за болью интонации угадывается воля человека, способного вынести тяже лое испытание. Русское шекспироведе ние и исполнительская школа отвергают версию о слабовольном, нерешительном меланхолике Гамлете. Муки сильного человека испытывает и Гамлет Михайло ва. «Он всматривается, — читаем на по лях роли, — в жизнь, чтобы разгадать тайну и смысл бытия. Любовь, нена висть, условности дворцовой жизни по лучили для него новый смысл, а непо сильная для простого смертного задача, возложенная на него истерзанным от цом, привадит Гамлета в недоумение и отчаяние». Сцены мнимого сумасшествия — не прерывная цепь сменяющих друг друга чувств и поступков. Зритель все время понимает, когда Гамлет Михайлова ра зыгрывает безумца, а когда, помимо во ли выпадая из роли, говорит серьезно. Иногда принц получает подлинное нас лаждение от того, что может, пользуясь маской безумца, говорить в лицо горь кие злые слова подлецам и ханжам. Но порой, сознавая, что это лишь мелкие безобидные укусы, а не настоящая борь ба, прорывается мучительным восклица нием: «Они готовы меня с ума свести». Наконец, наступает решительный мо мент: Гамлет должен начать действо вать. «Быть или не быть?» — раздумчи во начинает Михайлов. Все ускоряя ритм, со сдержанной страстью и силой подводит он итог своим мыслям. Его Гамлет не находит ответа в утверждении —умереть, забыться, чтобы положить, предел сердечным мукам, тысячам ли шений, «униженьям века». И в стреми тельном разбеге монолога кульминацион ной точкой звучит: «Так всех нас в тру сов превращает мысль...» Отныне конец раздумиям и колебаниям! Перед нами— деятельный боец, идущий на смерть в борьбе со злом, насилием, спесью глуп цов. Наступил перелом. Гамлет — сра жающийся не менее интересен у Ми хайлова, чем Гамлет мыслящий и любя щий. Знаменитая сцена «мышеловки»... От пуская соленые шуточки, внешне безза ботный, Гамлет пристально следит за ко ролем. Михайлов не делает ни одного движения, только смотрит, и вместе с ним за Клавдием следит весь зал. Акте ры по просьбе принца играют пьесу, в В. Лаврентьев. «Светлая». Илюхин — народный артист республики народная артистка республики Е. Агаронова. Н. Михайлов. Русинова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2