Сибирские огни, 1960, № 9
высоким благородным лбом, небольшими изящными усиками, вежливый, коррект ный, с тихим вкрадчивым голосом. По степенно выяснялось, что под этой рес пектабельной внешностью деятеля сто личного главка кроется человек, кото рый, судя по обстоятельствам, может быть нагл или трусоват, приторно любе зен или наигранно суров. Полудин ни когда не выходит из себя — к чему? Ведь успех дела решает не горячность, не страстная убежденность, а бумажка с подписью — документ! Казалось бы, этот великий знаток человеческих сла бостей, всех тайных пружин и бюрокра тических комбинаций сумеет добиться своей цели. Но тем поучительнее стано вилось его разоблачение — победу одер живает неуживчивый, порою грубова тый, но принципиальный коммунист Хлебников. В исполнении Михайлова пе ред зрителями предстала полуденщина во всем многообразии средств и методов борьбы за своекорыстные цели. Как сумел артист так полно и так уничтожающе зло воплотить характер роли за такой короткий репетиционный срок? Откуда эти саркастические крас ки? Их продиктовал гнев человека-граж- данина, его ненависть к полуденщине, а средства для выражения дал высоко раз витый профессионализм. В жизни ху дожника наступает период, когда много летняя работа по тренажу доходит до той стадии, что всегда послушны стано вятся артисту голос, жест, мимика, по слушны воля, мысль, чувства. И тогда даже без специальной длительной репе тиционной работы он может блеснуть во всеоружии зрелого мастерства. * * * Гамлет... Одна из вершин мировой драматургии. Роль Гамлета—мечта каж дого актера. В Гамлете раскрывались все лучшие грани дарований таких заме чательных русских актеров, как Моча- лов, Иванов-Козельский, Мамонт Даль- ский, Ленский, Южин, Качалов... Николай Федорович Михайлов сыграл Гамлета в том возрасте и на той стадии развития своего мастерства, когда в ду ше художника накоплено много такого, чем непременно хочется поделиться с людьми, когда гармонично сочетаются в артисте его высокие требования к себе и большие возможности их воплощения. Первое, с чего начал артист работу над ролью, был вопрос к себе: чем совре менен Гамлет? Что из щедрого обилия философского содержания роли следует выделить, поднять на щит? — Мне хотелось,— рассказывает Ни колай Федорович,— чтобы мой Гамлет был близок нашим современникам, что бы они всем сердцем почувствовали: че ловек не имеет права быть равнодуш ным, не должен проходить мимо зла, ь каком бы виде оно ни существовало. Мне бывает особенно радостно, когда слышу от зрителей: «Ваш Гамлет нам понятен». ...Передо мной лежит экземпляр пье сы, по которой работал Николай Федоро вич. На полях пометки, памятные запи си. В иных местах отчеркнуты куски чужого текста и одним-двумя словами определено отношение к нему Гамлета. В большинстве случаев это очень лако ничные и точные определения. Они от крывают передо мной дверь в мастер скую художника. ...Первый выход Гамлета. В спектак ле это выглядело так. Он появлялся сре ди пестро разряженной толпы придвО'р- ных в черном траурном костюме, чтобы, повинуясь ритуалу, выслушать первую тронную речь короля, Гамлет сдержан, неподвижно стоит поодаль, в глазах пе чаль и недоумение. Иногда он окидыва ет всех вопрошающим взглядом и, не найдя ответа, вновь замирает в непо движности. Но вот король обращается к нему и укоряет за «упорство в тоске», предлагает себя в «нежнейшие из от цов», и дрогнули в невольной гримасе губы п-ринца... А на полях роли в этом месте пометка -— «отвращение». Едва кончается мучительная церемо ния, как Гамлет стремительно уходит... Задыхаясь, изнемогая, вбегает он в свой кабинет: О, если бы предвечный не занес В грехи самоубийства! Боже! Боже! — — стоном вырывается из его груди. А в роли запись: «Я не Геркулес, чтобы не сти всю эту тяжесть». В стремительном ритме, в негодую щих восклицаниях проводит Михайлов первую половину монолога, достигая вершины в знаменитом — «и целы баш маки, в которых шла за гробом...» К концу монолога Гамлет подавлен. В по ступке матери он увидел не только из мену женщины памяти мужа, он увидел нечто большее — таков мир! — и гнев сменяется печалью. По-детски радостно встречает Гамлет старого друга Горацио. Крепкие объя тия, оживленные расспросы... И вдруг — сообщение о появлении призрака от ца. Гамлет поражен, и верит и не верит. Но тут же решительно заявляет о своем намерении встретиться с призраком. Берег моря. Дикое нагромождение скал. Сюда привел Призрак Гамлета. Здесь, над ревущим морем произносит принц свой монолог-клятву. Раскатами сильного голоса перекрывает Михайлов шум моря. Счастье битвы охватывает все его существо. Принято решение. Спала с души тяжесть. Отныне Гамлет будет мстить за убийство отца, он пустит в ход притворство и хитрость — испытанное оружие средневековья. И когда мы уже готовы поверить в Гамлета — предпри имчивого, не знающего сомнений мстите ля — гениальный шекспировский пово
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2