Сибирские огни, 1960, № 9
В. Шекспир. «Гамлет» . В роли Гамлета — народный артист республики Н. Михайлов. В роли королевы Гертруды — народная артистка республики Е. Агаронова. трудный путь жизненных невзгод, оба на какое-то время испытали чувство бес силия в борьбе с обстоятельствами, и у того и у другого восторжествовали воля, вера в будущее. Но эти два духовно близких образа в исполнении одного и того же артиста — совсем разные люди, разные характеры. Полковник Воропаев, получив отстав ку по болезни, решил, что отныне он бесполезен, беспомощен, может теперь не по официальному праву пенсионера, а по высшему праву жизни обрести по кой, уединиться в своем замкнутом мир ке. Не сразу и не вдруг приходит он к мысли, что подлинное счастье человека —всегда, в любых обстоятельствах жить и работать вместе с народом. Медлен ный, трудный процесс духовного выздо ровления — вот содержание роли, где исполнитель нашел множество тонких деталей, раскрывающих путь внутрен ней борьбы, где каждая встреча с людь ми, с их разнообразными судьбами слу жит толчком, этапом к торжеству воле вого, деятельного начала в характере полковника. ...В тяжелых военных условиях про должает изыскательскую работу на реке Светлая начальник геологоразведыва тельной партии инженер Илюхин. Он стремится доказать правоту идей своего учителя профессора Фролова, погибшего от фашистской бомбы. В упорной борь бе за торжество идей профессора Илю хин наталкивается на карьеристские устремления нового начальства, на под лость и своекорыстие ближайшего по мощника. Инженер становится жертвой лажного доноса, вынужден вести дол гую, унизительную для своего достоин ства тяжбу. В итоге правда торжествует, Илюхин выходит победителем. И этот мужественный человек никогда не поз воляет себе впасть в меланхолию. Там, где у Воропаева мучительные раздумия, у Илюхина — энергичный, страстный порыв. Даже в минуты отчаяния он зло, упрямо прикрикивает на себя самого. С веселой озорной злостью вступает Илюхин в борьбу, полный жизни и веры в будущее возвращается после долгих мытарств на развернувшуюся стройку. И хоть засеребрились виски, но радо стью борьбы и победы веет от всего об лика этого боевого, горячего человека. Умение Н. Михайлова раскрывать са мые разнообразные характеры ярко про явилось в работе над ролью Полудина («Персональное дело»). История созда ния этого образа раскрывает еще одну грань творческого облика артиста — его отточенный профессионализм. Любой спектакль — будь то ответст венный просмотр или «рядовой» . выход на сцену, будь то выступление на сель ской плохо приспособленной площадке, —любой спектакль Н. Михайлов играет с полной самоотдачей, в полный накал. Понимая подлинный профессионализм, как умение быть всегда готовым выйти ка сцену, Николай Федорович всю жизнь развивает в себе эти качества. Роль Полудина Н. Михайлов играл со ввода, с двух-трех репетиций.... На сцене появился учтивый человек с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2