Сибирские огни, 1960, № 9

В. Шекспир. «Гамлет» . В роли Гамлета — народный артист республики Н. Михайлов. В роли королевы Гертруды — народная артистка республики Е. Агаронова. трудный путь жизненных невзгод, оба на какое-то время испытали чувство бес­ силия в борьбе с обстоятельствами, и у того и у другого восторжествовали воля, вера в будущее. Но эти два духовно близких образа в исполнении одного и того же артиста — совсем разные люди, разные характеры. Полковник Воропаев, получив отстав­ ку по болезни, решил, что отныне он бесполезен, беспомощен, может теперь не по официальному праву пенсионера, а по высшему праву жизни обрести по­ кой, уединиться в своем замкнутом мир­ ке. Не сразу и не вдруг приходит он к мысли, что подлинное счастье человека —всегда, в любых обстоятельствах жить и работать вместе с народом. Медлен­ ный, трудный процесс духовного выздо­ ровления — вот содержание роли, где исполнитель нашел множество тонких деталей, раскрывающих путь внутрен­ ней борьбы, где каждая встреча с людь­ ми, с их разнообразными судьбами слу­ жит толчком, этапом к торжеству воле­ вого, деятельного начала в характере полковника. ...В тяжелых военных условиях про­ должает изыскательскую работу на реке Светлая начальник геологоразведыва­ тельной партии инженер Илюхин. Он стремится доказать правоту идей своего учителя профессора Фролова, погибшего от фашистской бомбы. В упорной борь­ бе за торжество идей профессора Илю­ хин наталкивается на карьеристские устремления нового начальства, на под­ лость и своекорыстие ближайшего по­ мощника. Инженер становится жертвой лажного доноса, вынужден вести дол­ гую, унизительную для своего достоин­ ства тяжбу. В итоге правда торжествует, Илюхин выходит победителем. И этот мужественный человек никогда не поз­ воляет себе впасть в меланхолию. Там, где у Воропаева мучительные раздумия, у Илюхина — энергичный, страстный порыв. Даже в минуты отчаяния он зло, упрямо прикрикивает на себя самого. С веселой озорной злостью вступает Илюхин в борьбу, полный жизни и веры в будущее возвращается после долгих мытарств на развернувшуюся стройку. И хоть засеребрились виски, но радо­ стью борьбы и победы веет от всего об­ лика этого боевого, горячего человека. Умение Н. Михайлова раскрывать са­ мые разнообразные характеры ярко про­ явилось в работе над ролью Полудина («Персональное дело»). История созда­ ния этого образа раскрывает еще одну грань творческого облика артиста — его отточенный профессионализм. Любой спектакль — будь то ответст­ венный просмотр или «рядовой» . выход на сцену, будь то выступление на сель­ ской плохо приспособленной площадке, —любой спектакль Н. Михайлов играет с полной самоотдачей, в полный накал. Понимая подлинный профессионализм, как умение быть всегда готовым выйти ка сцену, Николай Федорович всю жизнь развивает в себе эти качества. Роль Полудина Н. Михайлов играл со ввода, с двух-трех репетиций.... На сцене появился учтивый человек с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2