Сибирские огни, 1960, № 9
поисков Н. Михайлова — пути создания современного публицистического спек такля — спектакля широких обобщений, глубоких мыслей, страстной борьбы мнений. Режиссер мечтает, чтобы зри- тели принимали самое живейшее уча' стие в обсуждении каждой новой рабО’ ты театра, чтобы разгорались горячие споры, настоящие дискуссии. По-разному можно вызвать дискус сию средствами искусства. Можно стра стно и убежденно высказать свою точку зрения, выдвинуть на обсуждение про блему, имея свое принципиальное мне ние. А можно ограничиться постанов кой вопроса, правдивым всесторонним освещением фактов, обстоятельств. Ка кой путь вернее? Николай Федорович испробовал оба. «Русский вопрос» К. Симонова, «Два лагеря» и «Шакалы» А. Якобсона, «Московский характер» А. Софронова, «Они продолжают путь» В. Лавренть ева представляли собой публицистиче- ски-заостренное прочтение этих пьес, были проникнуты партийной тенденци озностью в постановке проблемы. Пьеса С. Алешина «Одна» при всей неясности, расплывчатости идейного ее устремле ния была и поставлена нарочито беспри страстно. В первом случае дискуссии возникали в нужном театру направле нии, спектакль «Одна» вызывал удиви тельный разнобой мнений и в целом вы зывал лишь недоумение. Наиболее характерными для режис серской манеры Н. Михайлова пред ставляются нам спектакли «Два лаге ря», «Не называя фамилий», «Дйи Тур биных» (спектакль поставлен при уча стии В. П. Редлих), «Они продолжают путь» («Иван Буданцев»), «Оптимистиче ская трагедия», «Битва в пути», «Без вины виноватые». Одни из них созданы на известной основе —■ «режиссер уми рает в актере», другие — постановочны. Возьмем для примера спекталь «Дни Турбиных» — он решен в подчеркнуто реалистических тонах, без каких-либо элементов условности. Когда раздвигает ся занавес, перед нами как бы раскры вается четвертая стена... Обитатели квартиры *помощника военного министра гетманского правительства заняты обыч ными делами. Алексей Турбин что-то пишет, его брат Николка — бренчит на гитаре. В их шутливой перебранке, в привычных позах нет ничего, что гово рило бы о надвигающихся грозных со бытиях. Но приглядимся повниматель нее .— так ли все буднично и спокойно? Прыгают по стенам красные отблески от камина, за окнами слышится песня про ходящих мимо солдат, сухая дробь их шагов... Кажется, в комнате нарушен обычный порядок вещей, все сдвинуто с места, пошатнулось, то и дело гаснет электричество. В разговоре вдруг насту пает пауза, братья прислушиваются... Тревога нарастает. Она ширится, запол няет дом, прорывается истерическими воплями одних, повергает в мрачные раздумия других. Пройдет немного вре мени, и мы со всей ясностью поймем, «акая катастрофа грянула над этими последними защитниками антинародного дела. Неизбежность гибели всего, чему они служили, чему поклонялись, неот вратимость победы народа становится все очевидней. И как закономерный вы вод воспринимается финал спектакля — духовный и физический крах белогвар- дейщины, могучая поступь вступающих в город частей Красной Армии. Что произошло? Мы так до конца и не увидели в спектакле режиссерской руки, все развивалось весьма просто, непосредственно. Но идея спектакля, весь трагический накал событий дошли до нас полно и сильно. Все дело в том, что пьеса М. Булгакова дает благодар ный материал для построения глубоко- психологического спектакля и режиссер использовал эту особенность драматур га. Без всяких дополнительных поста новочных эффектов, сосредоточив вни мание на внутренней жизни героев, Н. Михайлов добился динамичного, раз ворота действия, обобщающего звучания спектакля. А вот другой спектакль — «Оптими стическая трагедия». Здесь режиссер сделал, кажется, все возможное, чтобы разрушить бытовое правдоподобие. На чать с того, что зритель не видит ни па лубы корабля, ни окраины деревушки, ни окопов, куда обычно переносится ме сто действия. Нет, здесь во всю сцену расположилась огромная лестница, ам фитеатром уходящая ввысь. Поворотами круга, различными ракурсами этой лест ницы создаются различные, вполне ус ловные игровые площадки. В начале спектакля, в начале второго действия и в финале на ступенях выстраиваются матросы, создавая подобие античного хора. От его имени ведется сказ о судь бе целого поколения. Мечутся лучи про жектора, выхватывая из темноты фигу ры людей, всхлипывает гармошка, брен чит гитара. Небольшие детали оформле ния дают намек на новое место действия. Так создаются представления о лагере анархистов, палубе корабля, о месте заключения военнопленных. Принцип решения «Оптимистической трагедии» напоминает режиссерские ра боты Н. Михайлова тюзовского периода. Но тогда условность решения была воз ведена в степень всеобщего принципа и зачастую входила в противоречие с реа листической тканью пьесы. Теперь ре жиссер подходит к поискам формы, стро го сообразуясь с возможностями драма тургического материала. Многие особен ности «Оптимистической трагедии» да вали основания для обобщенного спек такля-легенды, подобия античного «дей ства», как она и была прочитана Н. Ми хайловым. Но были у трагедии и другие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2