Сибирские огни, 1960, № 9

ся антирелигиозные мотивы... Не имея возможности согласовать изменения в пьесе с ее автором, Н. Михайлов на свой страх и риск начинает ставить спектакль. Весь коллектив увлечен работой. Сып­ лются новые предложения, разгораются споры, репетиции затягиваются допозд­ на. В атмосфере влюбленности в свою работу выпускается этот необычный спектакль. Зрители, входя в зал, сразу погружа­ лись в настроение спектакля. Занавеса нет. Сцена и задник выполнены в корич­ невато-желтых тонах. Создается ощуще­ ние бескрайних туркменских просторов. Ни деревца, ни кустика. Выжженная солнцем степь... Затерялся в беспредель­ ной дали глухой аул. Будто и нет здесь Советской власти — всеми делами за­ правляют жадный бай и хитрый ишан. В уплату за услугу пообещал бай отдать в жены своему работнику малолетнюю дочь... С замиранием сердца следят юные зрители за событиями. На сцене несколько юрт. Поочередно раздвигают­ ся у них стенки — так действие пере­ брасывается в разные уголки аула. Ни­ щета. и забитость дехкан, засилие бая и ишана подчеркивалось рядом коротких сцен-зарисовок, иногда в виде пантоми­ мы, иногда с небольшим игровым тек­ стом. Сильное впечатление производила на детей сцена в аульной школе, также написанная режиссером: в окружении учеников посреди юрты сидел ишан с длинным прутиком в руках. Ребята пов­ торяли нараспев одну и ту же фразу — «урок», а учитель «поправлял» их ошиб­ ки ударами прута по головам... Особое внимание обратил Н. Михай­ лов на раскрытие образов положитель­ ных героев, недостаточно убедительно обрисованных в пьесе. В каждом поступ­ ке молодой учительницы Биби-Ханум, председателя аульного совета Ораз-Ма- меда подчеркивалась их воля, энергия, глубокая вера в правоту своего дела. Ве­ селая задорная девочка Тыч-Нияз (арт. Н. Никитина) вместе с робкой наивной Эне-Гуль (в прекрасном исполнении 3. Булгаковой) представляли то юное поколение, которое всем существом тя­ нулось к новой жизни. Спектакль о торжестве нового социа­ листического уклада жизни производил огромное впечатление, принимался ребя­ тами, что называется, «на ура». Апло­ дисменты не смолкали в течение всего действия. Постановка «Аула Гидже» на­ всегда осталась одной из лучших в ре­ жиссерской биографии Н. Михайлова. В последующие годы он много игра­ ет, ставит спектакли «Синяя птица», «Дубровский», «Сережа Стрельцов» и ряд других. Для режиссерской манеры Н. Михайлова тех лет свойственно стремление к яркой динамичной форме. Детская аудитория не будет смотреть скучное представление «из вежливости». Стоит в спектакле выпасть действенно­ му звену, стоит актерам увлечься психо­ логизацией, как в зале поднимается не­ вообразимый шум, и потребуются огром­ ные усилия, чтобы вновь собрать внима­ ние очень непосредственных и очень не­ терпеливых зрителей. Такое своеобразие тюзовской аудитории диктовало ре­ жиссеру отбор выразительных средств. В спектаклях Н. Михайлова преоблада­ ли ^стремительные мизансцены, актив­ ный, действенный диалог. Делалась оп­ ределенная ставка на зрелищность. Сцена была устроена по принципу лен- тюзовской. Тот же вынесенный далеко в: зал просцениум, та же «орхестра» (не­ большое пространство, отделяющее от зрителей), то же отсутствие занавеса. В оформлении спектаклей часто использо­ валась постоянная, единая установка на весь спектакль. Приходя в театр, зрите­ ли каждый раз видели перед собой но­ вую сценическую площадку: в «Винтов­ ке № 492116» — в форме звезды, в «Ауле Гидже» — в виде юрт, в «Сере­ же Стрельцове»—в виде фасада школь­ ного здания. Смена декораций проходи­ ла условно, часто на глазах зрителей: добавлялось несколько деталей, созда­ вался таким образом намек на новое ме­ сто действия, и остальное предлагалось дорисовать фантазии зрителей. По прошествии многих лет, оглядыва­ ясь на пройденный путь, по-новому ос­ мысливая найденное тогда, Николай Фе­ дорович возьмет лучшее на свое воору­ жение и в новом качестве, в иных об­ стоятельствах станет применять в своей практике режиссерской работы. В 1932 году Н. Михайлов был ото­ зван на организацию еще одного детско­ го театра — Ленинградского областно­ го. Успешно выполнив задание, он воз­ вратился в Новосибирск уже в качестве художественного руководителя ТЮЗа. Поиски новых средств выразительно­ сти, новых возможностей для воплоще­ ния своих творческих замыслов привели Н. Михайлова в театр «Красный фа­ кел». С 1938 г. и поныне работает в нем- Николай Федорович актером и режиссе­ ром. Л * * С «Красным факелом», связан самый продолжительный и самый плодотвор­ ный период деятельности Н. Михайлова. Здесь им поставлены десятки спектак­ лей, сыграно большое число ролей. Как постановщик он с увлечением ра­ ботает над воплощением пьес классиче­ ского репертуара, создает такие спектак­ ли, как «Женитьба Фигаро», «Послед­ няя жертва», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». В каждой пьесе прошлого ищет мысли и чувства, со­ звучные современности, стремится соз­ давать спектакли, нужные сегодня. Но главное направление творческих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2