Сибирские огни, 1960, № 9
ва была постановка дела в этом моло дом, спаянном крепкой дружбой коллек тиве: сегодня Михайлов играет цент ральную роль гражданина Дарнея, а завтра без слов выходит в толпе. Таков был порядок, и исключений не делалось ни для кого. Лентюзовцы были беззаветно преданы своему театру. Но еще более были они преданы самой идее создания сети дет ских театров по всей стране. Лентюз по праву можно назвать родоначальником целого семейства ТЮЗов. И вот, когда пришло из далекого Новосибирска обра щение слета пионеров с просьбой помочь организовать в их городе детский театр, сразу нашлось немало добровольцев, вызвавшихся поехать в Сибирь. Среди них были нынешние краснофакельцы Николай Михайлов и Елена Агаронова. Николай Федорович приехал в Ново сибирск в качестве актера и руководи теля открывающейся студии при несу ществующем пока театре. Большие труд ности встретились на пути молодых ле нинградцев. Иногда казалось, что все их усилия напрасны, что театр органи зовать не удастся. Но энергия, молодой напор, настойчивость победили. 11 ию ля 1930 года спектаклем «Тимошкин рудник» открылся первый в Сибири те атр для детей. Спектакль был принят горячо, радостно. Вместе со всеми де лил успех и Н. Михайлов, игравший шпиона по кличке «Американец». Во время подготовки очередной премьеры, а готовилась «Винтовка № 492116» А. Крона, произошло собы тие, имевшее важное значение для всей последующей творческой судьбы Нико лая Федоровича. Внезапно уехал режис сер, готовивший спектакль. Работа оста новилась. Что было делать? Из всех ар тистов только Н. Михайлов имел кое- какой опыт в режиссуре. И вот Николай Федорович берет на себя большую от ветственность — помимо того, что он играет в спектакле одну из центральных ролей (командира Эйно), продолжает прерванную режиссером работу и в установленные сроки выпускает спек такль. На долю дебютанта выпал боль шой успех — «Винтовка № 492116» на долго вошла в репертуар театра, в его золотой фонд. Вообще говоря, более или менее гра мотно поставить спектакль может почти каждый опытный актер. Но Н. Михайлов в новой для себя роли проявил незауряд ные данные. Он умел ярко «видеть» бу дущий спектакль и планомерно', нетороп ливо подводить исполнителей к осуществ лению замысла. Пригодился опыт асси стентской работы в Лентюзе, опыт, на копленный за время руководства студи ей. Советы Михайлова отличались глу биной понимания замысла пьесы, каждой роли, делались они с учетом актерской индивидуальности. Уже тогда товарищи отметили большую чуткость режиссера— он умел видеть за ошибками и неудачами актерских проб-репетиций то главное, что рождается подспудно, крепнет в хо де работы, приводит к созданию полно ценного образа. Актеры, ощущая уверен ность и спокойствие режиссера, сами об ретали необходимый творческий покой, а вера в свои силы удваивала энергию. В самый напряженный момент перед премьерой, когда нужно было свести во едино все компоненты спектакля (свет, музыку, шумы, подачу оформления, оп ределить ритм действия), проявилось еще одно качество Михайлова-режиссера: он оказался превосходным организатором. Его распоряжения были точными, дело выми, он был строг, требователен и не терялся в трудные минуты. Успех режиссерского дебюта заставил Николая Федоровича всерьез задуматься о своем дальнейшем творческом пути. Конечно, он не собирался расставаться с актерской профессией. Но ведь можно- сочетать ее с режиссурой? Эта перспек тива и манила и пугала своей сложно стью. Нужно было учиться, очень мно гому еще нужно было учиться. И Н. Михайлов решается на любопытный- эксперимент: он ставит пьесу Дэля «Про тив масс» совместно с известным лентю- зовским режиссером Б. В. Зоном, при чем сопостановщики находятся друг от друга на расстоянии в три тысячи кило метров — Михайлов ставит спектакль па- письмам Зона, в которых тот излагает свой режиссерский план. Лишь к послед нему предвьшускному периоду ленингра дец приехал в Новосибирск и закончил столь необычно начатую работу. Опыт удался — спектакль был решен своеоб разно, темпераментно, а Н. Михайлов по лучил практический урок режиссуры. Первой вполне самостоятельной рабо той Николая Федоровича была постанов ка пьесы Н. Шестакова «Аул Гидже». Значительную трудность представляла- география места действия — события разворачиваются в Туркмении, о кото рой режиссер имел слишком смутные представления. Н. Михайлов с головой окунается в литературу. Читает романы и очерки, рассказы и статистические от четы, просматривает множество репро дукций и фотографий, подолгу беседует с людьми, бывавшими в Средней Азии. Постепенно перед ним вырисовывается облик будущего спектакля — он должен- быть злободневным, должен в остром противопоставлении показать элементы- старого и нового быта. Но для раскрытия этого замысла Михайлову не хватает ни много ни мало... драматургического ма териала. И это не останавливает режис сера. Вместе с заведующим педагогиче ской частью М. Куном Николай Федоро вич просиживает ночами над текстом пьесы. Дописываются целые сцены, из меняются диалоги, убирается излишняя стилизация речи. В пьесу вводятся темы Турксиба, борьбы за хлопок, усиливают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2