Сибирские огни, 1960, № 9

ва была постановка дела в этом моло­ дом, спаянном крепкой дружбой коллек­ тиве: сегодня Михайлов играет цент­ ральную роль гражданина Дарнея, а завтра без слов выходит в толпе. Таков был порядок, и исключений не делалось ни для кого. Лентюзовцы были беззаветно преданы своему театру. Но еще более были они преданы самой идее создания сети дет­ ских театров по всей стране. Лентюз по праву можно назвать родоначальником целого семейства ТЮЗов. И вот, когда пришло из далекого Новосибирска обра­ щение слета пионеров с просьбой помочь организовать в их городе детский театр, сразу нашлось немало добровольцев, вызвавшихся поехать в Сибирь. Среди них были нынешние краснофакельцы Николай Михайлов и Елена Агаронова. Николай Федорович приехал в Ново­ сибирск в качестве актера и руководи­ теля открывающейся студии при несу­ ществующем пока театре. Большие труд­ ности встретились на пути молодых ле­ нинградцев. Иногда казалось, что все их усилия напрасны, что театр органи­ зовать не удастся. Но энергия, молодой напор, настойчивость победили. 11 ию­ ля 1930 года спектаклем «Тимошкин рудник» открылся первый в Сибири те­ атр для детей. Спектакль был принят горячо, радостно. Вместе со всеми де­ лил успех и Н. Михайлов, игравший шпиона по кличке «Американец». Во время подготовки очередной премьеры, а готовилась «Винтовка № 492116» А. Крона, произошло собы­ тие, имевшее важное значение для всей последующей творческой судьбы Нико­ лая Федоровича. Внезапно уехал режис­ сер, готовивший спектакль. Работа оста­ новилась. Что было делать? Из всех ар­ тистов только Н. Михайлов имел кое- какой опыт в режиссуре. И вот Николай Федорович берет на себя большую от­ ветственность — помимо того, что он играет в спектакле одну из центральных ролей (командира Эйно), продолжает прерванную режиссером работу и в установленные сроки выпускает спек­ такль. На долю дебютанта выпал боль­ шой успех — «Винтовка № 492116» на­ долго вошла в репертуар театра, в его золотой фонд. Вообще говоря, более или менее гра­ мотно поставить спектакль может почти каждый опытный актер. Но Н. Михайлов в новой для себя роли проявил незауряд­ ные данные. Он умел ярко «видеть» бу­ дущий спектакль и планомерно', нетороп­ ливо подводить исполнителей к осуществ­ лению замысла. Пригодился опыт асси­ стентской работы в Лентюзе, опыт, на­ копленный за время руководства студи­ ей. Советы Михайлова отличались глу­ биной понимания замысла пьесы, каждой роли, делались они с учетом актерской индивидуальности. Уже тогда товарищи отметили большую чуткость режиссера— он умел видеть за ошибками и неудачами актерских проб-репетиций то главное, что рождается подспудно, крепнет в хо­ де работы, приводит к созданию полно­ ценного образа. Актеры, ощущая уверен­ ность и спокойствие режиссера, сами об­ ретали необходимый творческий покой, а вера в свои силы удваивала энергию. В самый напряженный момент перед премьерой, когда нужно было свести во­ едино все компоненты спектакля (свет, музыку, шумы, подачу оформления, оп­ ределить ритм действия), проявилось еще одно качество Михайлова-режиссера: он оказался превосходным организатором. Его распоряжения были точными, дело­ выми, он был строг, требователен и не терялся в трудные минуты. Успех режиссерского дебюта заставил Николая Федоровича всерьез задуматься о своем дальнейшем творческом пути. Конечно, он не собирался расставаться с актерской профессией. Но ведь можно- сочетать ее с режиссурой? Эта перспек­ тива и манила и пугала своей сложно­ стью. Нужно было учиться, очень мно­ гому еще нужно было учиться. И Н. Михайлов решается на любопытный- эксперимент: он ставит пьесу Дэля «Про­ тив масс» совместно с известным лентю- зовским режиссером Б. В. Зоном, при­ чем сопостановщики находятся друг от друга на расстоянии в три тысячи кило­ метров — Михайлов ставит спектакль па- письмам Зона, в которых тот излагает свой режиссерский план. Лишь к послед­ нему предвьшускному периоду ленингра­ дец приехал в Новосибирск и закончил столь необычно начатую работу. Опыт удался — спектакль был решен своеоб­ разно, темпераментно, а Н. Михайлов по­ лучил практический урок режиссуры. Первой вполне самостоятельной рабо­ той Николая Федоровича была постанов­ ка пьесы Н. Шестакова «Аул Гидже». Значительную трудность представляла- география места действия — события разворачиваются в Туркмении, о кото­ рой режиссер имел слишком смутные представления. Н. Михайлов с головой окунается в литературу. Читает романы и очерки, рассказы и статистические от­ четы, просматривает множество репро­ дукций и фотографий, подолгу беседует с людьми, бывавшими в Средней Азии. Постепенно перед ним вырисовывается облик будущего спектакля — он должен- быть злободневным, должен в остром противопоставлении показать элементы- старого и нового быта. Но для раскрытия этого замысла Михайлову не хватает ни много ни мало... драматургического ма­ териала. И это не останавливает режис­ сера. Вместе с заведующим педагогиче­ ской частью М. Куном Николай Федоро­ вич просиживает ночами над текстом пьесы. Дописываются целые сцены, из­ меняются диалоги, убирается излишняя стилизация речи. В пьесу вводятся темы Турксиба, борьбы за хлопок, усиливают­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2