Сибирские огни, 1960, № 9

Нужно было искать заработок, а в тот трудный год это было сложно. Позади были и репетиторство, и работа в армей­ ском Политпросвете, и даже должность батальонного каптенармуса. Нужно бы­ ло найти такую работу, чтобы не пре­ рывать учения. Но где? Николай остановился перед объявле­ нием. Рассеянно пробежал глазами: «Большой драматический театр объяв­ ляет конкурс на замещение вакансий...» Театр, артисты... Как это все далеко от тех дел и забот, которыми жил до сих пор юноша! Н. Михайлов родился и вырос в де­ ревне с мало привлекательным названи­ ем Лужницы. Пятнадцати лет он навсег­ да ушел из семьи и начал самостоятель­ ную жизнь. Занятия в коммерческом пе­ тербургском училище и постоянная за­ бота о заработке поглощали все время. До театра ли было? Впрочем, в памяти осталось одно яркое воспоминание о по­ сещении училища знаменитым артистом Александрийского театра Юрием Ми­ хайловичем Юрьевым. Прослушав вы­ ступления учеников, он сказал тогда Николаю: — У вас хороший голос, выразитель­ ная речь. Вам бы в театральную школу... Николай только пожал плечами. Но теперь, вспомнив об этом случае, он за­ медлил шаги. «А что, если попробо­ вать?..» 4 ...Торжественная обстановка открыто­ го конкурса, масса желающих, среди ко­ торых столько уверенных в себе юношей и красивых девушек, стол, накрытый зе­ леным сукном, а за ним театральные знаменитости. Все это вконец смутило и без того застенчивого паренька. Он стоял за кулисами и с радостью уступал свою очередь. Когда уже не осталось ни­ кого, чтобы пропустить впереди себя, в отчаянии махнув на все рукой, он вы­ шел на сцену. Прочел горьковского «Бу­ ревестника», выполнил этюд на задан­ ную тему и, вполне уверенный в своем провале, убежал в институт на занятия. На следующий день с удивлением уз­ нал, что в числе двадцати принятых был и он. Так Михайлов стал сотрудником, или по-старому •— статистом Большого драматического театра с окладом в 15 млн. руб. Прошел год. Внешне ничто как будто не изменилось в жизни студента Ми­ хайлова. По-прежнему посещал он заня­ тия в институте, вовремя сдавал зачеты, часами просиживал над техническими учебниками и чертежами. Свою работу в театре он считал временной. Но неожи­ данно для себя он вдруг почувствовал, что театр стал ему дорог, что теперь он не смог бы жить без того, что открылось емч в искусстве. Не только ежевечерние выступления рядом с прославленными мастерами сце­ ны, не только знакомство со многими выдающимися деятелями литературы и искусства, среди которых был и замеча­ тельный русский поэт Александр Блок (он работал тогда заведующим литера­ турной части театра), но и повседневная черновая работа нравилась юноше. Ис­ полнителей бессловесных ролей обучали умению двигаться по сцене, танцевать, кланяться, носить костюмы разных эпох, гримироваться. От них даже требовали создания характеров, что особенно увле­ кало молодых артистов. Когда в 1921 году Михайлову пред­ ложили вступить в штат театра, он, не колеблясь, принял приглашение, уйдя со второго курса института. С каким волнением готовился он к первой своей роли со словами! Это была роль придворного в пьесе Сен-Бенели «Рваный плащ». Правда, если честно говорить, слов было не так уж много — в ответ на вопрос Михайлов должен был произнести одну-едияственную реплику: «О, да!». Но лиха беда начало. Руково­ дители театра поверили в одаренность юноши, работал он с полной самоотвер­ женностью, и роли пришли. В «Двенад­ цатой ночи» он играл уже Себастьяно, в «Слуге двух господ» — Флориндо. Так начался путь Михайлова-актера. Развиваясь под руководством таких ма­ стеров, как Юрьев, Монахов, Максимов, Хохлов, актеров разнохарактерных, ко­ торых, однако, объединяла мечта о те­ атре высокого классического репертуа­ ра, Михайлов навсегда сохранил любовь к романтической приподнятости герои­ ческого спектакля. Все шире становятся интересы. Моло­ дой артист посещает занятия в Инсти­ туте живого слова, участвует в горячих дискуссиях по вопросам искусства, ли­ тературы, философии. Время было бур­ ное. Ломалось, переоценивалось, пере­ осмысливалось годами устоявшееся. Острый кризис переживал Большой драматический театр. Все чаще стали проявляться формалистические веяния, в репертуар проникали так называемые «кассовые» низкопробные пьесы, отда­ валась дань реакционному «театрально­ му экспрессионизму». Для Н. Михайло­ ва разочарование в современном состоя­ нии театра совпало с новым горячим увлечением — возникшим в те годы дви­ жением за создание детских театров. Впервые в истории мировой театральной культуры в Советской стране организо­ вывались специальные театры для детей. Многих энтузиастов привлекла благо­ родная задача — воспитывать подра­ стающее поколение средствами искус­ ства. Н. Михайлов пришел в Ленинградский театр юных зрителей (сокращенно Лен- тюз) после успешной пятилетней рабо­ ты в Большом драматическом театре уже достаточно опытным актером. Здесь он сыграл несколько интересных больших ролей, маленьких эпизодов и... совсем крохотных выходов без слов. Да, тако­ 11_ «Сибирские огни» № 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2