Сибирские огни, 1960, № 9
Нужно было искать заработок, а в тот трудный год это было сложно. Позади были и репетиторство, и работа в армей ском Политпросвете, и даже должность батальонного каптенармуса. Нужно бы ло найти такую работу, чтобы не пре рывать учения. Но где? Николай остановился перед объявле нием. Рассеянно пробежал глазами: «Большой драматический театр объяв ляет конкурс на замещение вакансий...» Театр, артисты... Как это все далеко от тех дел и забот, которыми жил до сих пор юноша! Н. Михайлов родился и вырос в де ревне с мало привлекательным названи ем Лужницы. Пятнадцати лет он навсег да ушел из семьи и начал самостоятель ную жизнь. Занятия в коммерческом пе тербургском училище и постоянная за бота о заработке поглощали все время. До театра ли было? Впрочем, в памяти осталось одно яркое воспоминание о по сещении училища знаменитым артистом Александрийского театра Юрием Ми хайловичем Юрьевым. Прослушав вы ступления учеников, он сказал тогда Николаю: — У вас хороший голос, выразитель ная речь. Вам бы в театральную школу... Николай только пожал плечами. Но теперь, вспомнив об этом случае, он за медлил шаги. «А что, если попробо вать?..» 4 ...Торжественная обстановка открыто го конкурса, масса желающих, среди ко торых столько уверенных в себе юношей и красивых девушек, стол, накрытый зе леным сукном, а за ним театральные знаменитости. Все это вконец смутило и без того застенчивого паренька. Он стоял за кулисами и с радостью уступал свою очередь. Когда уже не осталось ни кого, чтобы пропустить впереди себя, в отчаянии махнув на все рукой, он вы шел на сцену. Прочел горьковского «Бу ревестника», выполнил этюд на задан ную тему и, вполне уверенный в своем провале, убежал в институт на занятия. На следующий день с удивлением уз нал, что в числе двадцати принятых был и он. Так Михайлов стал сотрудником, или по-старому •— статистом Большого драматического театра с окладом в 15 млн. руб. Прошел год. Внешне ничто как будто не изменилось в жизни студента Ми хайлова. По-прежнему посещал он заня тия в институте, вовремя сдавал зачеты, часами просиживал над техническими учебниками и чертежами. Свою работу в театре он считал временной. Но неожи данно для себя он вдруг почувствовал, что театр стал ему дорог, что теперь он не смог бы жить без того, что открылось емч в искусстве. Не только ежевечерние выступления рядом с прославленными мастерами сце ны, не только знакомство со многими выдающимися деятелями литературы и искусства, среди которых был и замеча тельный русский поэт Александр Блок (он работал тогда заведующим литера турной части театра), но и повседневная черновая работа нравилась юноше. Ис полнителей бессловесных ролей обучали умению двигаться по сцене, танцевать, кланяться, носить костюмы разных эпох, гримироваться. От них даже требовали создания характеров, что особенно увле кало молодых артистов. Когда в 1921 году Михайлову пред ложили вступить в штат театра, он, не колеблясь, принял приглашение, уйдя со второго курса института. С каким волнением готовился он к первой своей роли со словами! Это была роль придворного в пьесе Сен-Бенели «Рваный плащ». Правда, если честно говорить, слов было не так уж много — в ответ на вопрос Михайлов должен был произнести одну-едияственную реплику: «О, да!». Но лиха беда начало. Руково дители театра поверили в одаренность юноши, работал он с полной самоотвер женностью, и роли пришли. В «Двенад цатой ночи» он играл уже Себастьяно, в «Слуге двух господ» — Флориндо. Так начался путь Михайлова-актера. Развиваясь под руководством таких ма стеров, как Юрьев, Монахов, Максимов, Хохлов, актеров разнохарактерных, ко торых, однако, объединяла мечта о те атре высокого классического репертуа ра, Михайлов навсегда сохранил любовь к романтической приподнятости герои ческого спектакля. Все шире становятся интересы. Моло дой артист посещает занятия в Инсти туте живого слова, участвует в горячих дискуссиях по вопросам искусства, ли тературы, философии. Время было бур ное. Ломалось, переоценивалось, пере осмысливалось годами устоявшееся. Острый кризис переживал Большой драматический театр. Все чаще стали проявляться формалистические веяния, в репертуар проникали так называемые «кассовые» низкопробные пьесы, отда валась дань реакционному «театрально му экспрессионизму». Для Н. Михайло ва разочарование в современном состоя нии театра совпало с новым горячим увлечением — возникшим в те годы дви жением за создание детских театров. Впервые в истории мировой театральной культуры в Советской стране организо вывались специальные театры для детей. Многих энтузиастов привлекла благо родная задача — воспитывать подра стающее поколение средствами искус ства. Н. Михайлов пришел в Ленинградский театр юных зрителей (сокращенно Лен- тюз) после успешной пятилетней рабо ты в Большом драматическом театре уже достаточно опытным актером. Здесь он сыграл несколько интересных больших ролей, маленьких эпизодов и... совсем крохотных выходов без слов. Да, тако 11_ «Сибирские огни» № 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2