Сибирские огни, 1960, № 9
И С Н У С С Т В О Раскрывая тайны атома, устремляясь в космические просторы, создавая тех нику будущего, люди думают о-счастье своего поколения... Дыханием современности проникнуты мечты и дела советских людей. Нет вы ше забот и мечтаний, чем мечты и за боты о счастье Человека — нашего со временника! Чуткий художник, в какой бы области искусства он ни создавал свои произве дения, уловит главное в жизни, проник нется мечтами и идеями своего времени и всем своим творчеством будет служить делу мира, прогресса, свободы — вели чайшим идеям современности. Таков и Н. Ф. Михайлов, артист и режиссер театра «Красный факел». Он безусловно современен, когда воспевает мужество, героизм, жизнелюбие таких своих героев, как Воропаев («Счастье») или Илюхин («Светлая»). Но он совре менен и тогда, когда воскрешает образы людей далекого прошлого—Гамлета или Эзопа. М"хайлов ставит публицистиче- ски-заостренный спектакль «Два лаге ря» А. Якобсона о людях сегодняшней Эстонии, создает раздумчивый, сдержан но-страстный спектакль о сибирской колхозной деревне «Иван Буданцев» В. Лаврентьева. И рядом — «Без вины виноватые», «Последняя жертва», «Та ланты и поклонники» А. Островского... И в любом случае спектакли и роли Ми хайлова обращены к современнику, будо- Л. Б а л а н д и н НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ МИХАЙЛОВ Т в о р ч е с к и й п о р т р е т ражат мысль, вызывают чувства, созвуч ные людям, сегодня заполняющим зри тельный зал. Гражданином своей страны ощущает себя в первую очередь этот большой мастер сцены, вдумчивый художник, на родный артист республики. Его жизнен ный и творческий путь наполнен собы тиями, которые назовешь не иначе, как словами «упорство», «настойчивость», «самоотверженность». События и фак ты его биографии — живое свидетель ство высоко развитого чувства граждан ственности. * * * Поздней осенью 1919 года, глубоко засунув руки в карманы и ежась под порывами влажного ветра, по Фонтанке мрачно шагал коренастый паренек. Петроград еще хранил следы недав них грозных событий. С заборов, со стен домов еще звали, требовали, приказыва ли лозунги и плакаты: «Стой! Что ты сделал для фронта?», «Все силы на раз гром Юденича!», «Революция в опасно сти!». То и дело проходили отряды ма тросов, на углах патрулировали рабо чие, опоясанные пулеметными лентами. Петроград жил отголосками суровых дней обороны. Эта картина была знакома. С рук па ренька еще не сошли мозоли от рытья окопов, еще свежи воспоминания о тех днях и ночах, когда в составе’ доброволь ческой дружины в феврале семнадцатого он охранял революционный порядок в городе. Отгрохотали орудийные раскаты, умолк ли пулеметные очереди, враг отброшен... Мирные дела и заботы встали в порядок дня. Возобновились занятия в институ те инженеров путей сообщения, студен том которого был Николай Михайлов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2