Сибирские огни, 1960, № 9
Он рассмотрел в своих записках длинную дорогу от Енисейска до Селевгинска. В то время Евстафий Филатьев, оценщик сибирской меховой казны; прини мавший когда-то соболей из рук Дежнева, посылал в Пекин своих людей по крат чайшему новому направлению Селенгинск — владения халхасского хана Кал ган. Караван благополучно вернулся из Пекина. Койэт каким-то образом необы чайно быстро узнал о новой караванной дороге. Он обратил внимание и на водное сообщение между Селенгинском и Амуром. Койэт писал, что из устья Амура мож но проплыть Великим океаном на Никанские острова. Правда, он спутал Южный Китай с Японией и приписал ему островное положение. Но это ошибка самого Койэта, а не русских землепроходцев, прекрасно знавших, что «Никанское царст во» не имеет ничего общего с «островом Япан». Было бы ошибкой думать, что при большой слаженности действий, направлен ных к изучению стран Тихого океана и Азии, наши предки предавали забвению исследование морского пути вокруг Чукотки и Камчатки. Нет, конечно! Но нам веками вредило «чужебесие», о котором с гневом писал Юрий Крижанич. «Инородческие вольности» на Руси приводили к тому, что пло ды наших открытий хранились в надежных тайниках Западной Европы. Все, кому не лень, бесстыдно пользовались нашими сочинениями, замечательными черте жами, а потом нас же высокомерно упрекали за невежество или снисходительно поучали. Можно только предполагать, какие огромные научные богатства были выкра дены из наших архивов и увезены за границу. Не будь этого, мы бы в более ран ние сроки узнали замечательные подробности истории великого движения русского народа в сторону Северной Америки, Индостана, Китая! (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2