Сибирские огни, 1960, № 9
ло его счастье? Ведь ему ничего ни от кого не нужно. Почему он должен? Ко му он должен? Что значит должен? По чему он не имеет права жить как хо чет?'» Вначале труд на новом месте он не считал своим по-настоящему и подумы вал о возвращении в город. Но все же Игорь Малютин, как человек, воспитан ный в духе морали советского общества, неспособен работать кое-как. И посте пенно Игорь втягивается в новое дело настолько, что оно становится для него близким. Он чувствует доверие окружа ющих людей и свою ответственность пе ред ними. Впоследствии, получив воз можность возвратиться на завод, он от казывается от этого и остается в дерев не. Так, трудным путем преодоления ко лебаний, ошибок и сомнений, Игорь при ходит от простого подчинения комсо мольской дисциплине к подлинно созна тельному и свободному принятию об щественного долга. Для того, чтобы вы полнить этот долг, ему теперь не нужно совершать какое-то внутреннее насилие над собой, над своими личными желани ями и вкусами. В своей деятельности на пользу общества он видит уже не жерт ву, а нравственную потребность. Он вы рос и закалился, стал стойким борцом за коммунизм в самом процессе выполне ния общественного долга. Жизнь, труд воспитали Игоря. В современных условиях, когда наря ду с созданием материально-технической базы коммунистического общества про исходит идеологическая подготовка лю дей к вступлению в это общество, когда повышаются требования к моральным мотивам поведения человека, особенно важно воспитывать у всех людей нрав ственную потребность выполнять свой долг так, как требуют интересы обще ства. Что касается путей и средств воспи тания такого восприятия долга, то здесь нет особых методов, отличных от тех. какие существуют в системе коммуни стического воспитания вообще. Чувст во долга формируется в наших людях постепенно, с детства, всеми условиями 1 Д . Г р а н и н . После свадьбы . «Ром ан -газе т а » , 1939, № 6 (186), стр. 26. социалистической жизни, прежде всего участием в общественном труде. При этом следует учитывать, что воздействие коллектива на отдельных его членов — только одна сторона воспитательного процесса. Другая состоит в том, что в этом процессе воспитывается сам кол лектив. Например, активное участие трудящихся в охране общественного по рядка, в борьбе с нарушениями правил социалистического общежития имеет громадное воспитательное значение не только для нарушителей, но и для самих участников этой борьбы. Вовлекая в нее все более широкие массы трудящихся, общественные организации воспитыва ют в советских людях чувство хозяев своей страны, ответственных за все, что в ней происходит. * * * Марксистско - ленинская этика пони мает должное как общественно необхо димое, как нравственный и прежде всего общественный долг, а человека долга — как человека общественного долга. Од нако это вовсе не означает, что забота об обществе, о всей массе трудящихся в целом ограничивает заботу о конкретных людях, о частностях. Наоборот, способ ность выполнять большой общественный долг воспитывается через умение вы полнять долг частный, вытекающий, на пример, из отношений дружбы, товари щества, семьи. Именно в отношениях с «ближними» людьми в первую очередь проявляются и развиваются, распространяясь затем на все более «дальних», такие нравст венные качества, как чуткость, отзывчи вость, внимание и забота, глубокое и искреннее чувство личной ответственно сти за дела и поступки других. Особо следует сказать о семейном дол ге. «Особо» потому, что за последние го ды в ряде произведений художественной литературы и критики прямо или кос венно осуждались попытки применить понятие долга к семейным отношениям, как якобы нечто ханжеское, несовмести мое с коммунистической нравствен ностью и противоречащее чувству люб ви. Автору этих строк, участвовавшему в дискуссии на страницах «Нового мира» в 1956 году, было прислано письмо чита
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2