Сибирские огни, 1960, № 9

ло его счастье? Ведь ему ничего ни от кого не нужно. Почему он должен? Ко­ му он должен? Что значит должен? По­ чему он не имеет права жить как хо­ чет?'» Вначале труд на новом месте он не считал своим по-настоящему и подумы­ вал о возвращении в город. Но все же Игорь Малютин, как человек, воспитан­ ный в духе морали советского общества, неспособен работать кое-как. И посте­ пенно Игорь втягивается в новое дело настолько, что оно становится для него близким. Он чувствует доверие окружа­ ющих людей и свою ответственность пе­ ред ними. Впоследствии, получив воз­ можность возвратиться на завод, он от­ казывается от этого и остается в дерев­ не. Так, трудным путем преодоления ко­ лебаний, ошибок и сомнений, Игорь при­ ходит от простого подчинения комсо­ мольской дисциплине к подлинно созна­ тельному и свободному принятию об­ щественного долга. Для того, чтобы вы­ полнить этот долг, ему теперь не нужно совершать какое-то внутреннее насилие над собой, над своими личными желани­ ями и вкусами. В своей деятельности на пользу общества он видит уже не жерт­ ву, а нравственную потребность. Он вы­ рос и закалился, стал стойким борцом за коммунизм в самом процессе выполне­ ния общественного долга. Жизнь, труд воспитали Игоря. В современных условиях, когда наря­ ду с созданием материально-технической базы коммунистического общества про­ исходит идеологическая подготовка лю­ дей к вступлению в это общество, когда повышаются требования к моральным мотивам поведения человека, особенно важно воспитывать у всех людей нрав­ ственную потребность выполнять свой долг так, как требуют интересы обще­ ства. Что касается путей и средств воспи­ тания такого восприятия долга, то здесь нет особых методов, отличных от тех. какие существуют в системе коммуни­ стического воспитания вообще. Чувст­ во долга формируется в наших людях постепенно, с детства, всеми условиями 1 Д . Г р а н и н . После свадьбы . «Ром ан -газе ­ т а » , 1939, № 6 (186), стр. 26. социалистической жизни, прежде всего участием в общественном труде. При этом следует учитывать, что воздействие коллектива на отдельных его членов — только одна сторона воспитательного процесса. Другая состоит в том, что в этом процессе воспитывается сам кол­ лектив. Например, активное участие трудящихся в охране общественного по­ рядка, в борьбе с нарушениями правил социалистического общежития имеет громадное воспитательное значение не только для нарушителей, но и для самих участников этой борьбы. Вовлекая в нее все более широкие массы трудящихся, общественные организации воспитыва­ ют в советских людях чувство хозяев своей страны, ответственных за все, что в ней происходит. * * * Марксистско - ленинская этика пони­ мает должное как общественно необхо­ димое, как нравственный и прежде всего общественный долг, а человека долга — как человека общественного долга. Од­ нако это вовсе не означает, что забота об обществе, о всей массе трудящихся в целом ограничивает заботу о конкретных людях, о частностях. Наоборот, способ­ ность выполнять большой общественный долг воспитывается через умение вы­ полнять долг частный, вытекающий, на­ пример, из отношений дружбы, товари­ щества, семьи. Именно в отношениях с «ближними» людьми в первую очередь проявляются и развиваются, распространяясь затем на все более «дальних», такие нравст­ венные качества, как чуткость, отзывчи­ вость, внимание и забота, глубокое и искреннее чувство личной ответственно­ сти за дела и поступки других. Особо следует сказать о семейном дол­ ге. «Особо» потому, что за последние го­ ды в ряде произведений художественной литературы и критики прямо или кос­ венно осуждались попытки применить понятие долга к семейным отношениям, как якобы нечто ханжеское, несовмести­ мое с коммунистической нравствен­ ностью и противоречащее чувству люб­ ви. Автору этих строк, участвовавшему в дискуссии на страницах «Нового мира» в 1956 году, было прислано письмо чита­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2