Сибирские огни, 1960, № 9
мол, за это надо платить. Или иногда по едем на воскресник в совхоз. Ведь за это не платят, ну, иногда покормят там, а ведь никто не считает, что он больше сделал, чем стоит этот обед». Передовой советский человек сливает свою личную жизнь с общественной. Благодаря тому, что личный интерес у него наполняется глубоким обществен ным содержанием, Что общее дело всех трудящихся становится его кровным де лом, личная жизнь его обогащается, а не становится беднее. Тов. Н. С. Хрущев в речи на июньском Пленуме ЦК КПСС (1959 г.), отмечая благородство поступка В. Гагановой, говорил, что наши рабочие понимают цель построения коммунисти ческого общества и, когда это нужно, во имя достижения этой цели идут на лич ные жертвы. Но эта личная жертва, как доказала Гаганова и как подтвердили своими делами ее многочисленные после дователи,— временная. Да и характер жертвы таков, что в конечном счете, в результате общего повышения произво дительности труда и роста общественно го богатства, выигрывает каждый. Конечно, слияние личной жизни с об щественной в такой степени, чтобы со знание необходимости выполнения об щественного долга совпадало с личными вкусами, склонностями, интересами, да леко не простое, легко осуществимое де ло. Более того, личный и общественный интересы, как часть и целое, вряд ли мо гут совпадать полностью во всем. Но здесь важно отметить, что в условиях со циализма в принципе нет и не может быть пропасти между общественным дол гом, с одной стороны, и личными жела ниями и склонностями — с другой (если только личные желания не приобретают эгоистический, шкурный характер). Это особенно убедительно доказывают участники соревнования бригад и удар ников коммунистического труда, для ко торых, например, личная учеба и овла дение высотами культуры — не само цель, а средство трудиться еще более производительно и сделать жизнь всех еще более полнокровной и красивой. В процессе коммунистического строи тельства нередко имеют место довольно острые конфликты в сознании человека между его непосредственным или не правильно понятым личным интересом и перспективным общественным интере сом, между желанием и долгом. Так бы вает, например, при распределении мо лодых специалистов, оканчивающих ву зы, при выездах на постоянную работу из города в деревню. В таких случаях, обычно возникает внутренняя психологи ческая задача: ты советский человек,, комсомолец, коммунист и должен быть, готов отправиться туда, куда тебя по сылают. Там сейчас наиболее важный участок борьбы за коммунизм. Ты вы полнишь свой долг, пусть даже вопреки имеющимся у тебя другим интересам и стремлениям. Для людей с сильно развитым чув ством долга решение такой задачи не.- представляет сложности. Для других это значительно сложнее, а иные, при чем далеко не всегда эгоисты, просто па суют перед неожиданно возникшими трудностями. Но чаще подобные кон фликты разрешаются самой действи тельностью в сфере практической дея тельности. В столкновении с трудностя ми и противоречиями проверяется и вместе с тем еще более крепнет, закаля ется преданность советских людей об щественному долгу. То, что первона чально предстает перед человеком каю внешний долг, в ходе его выполнения постепенно превращается в личную потребность, противоречие между «дол жен» и «хочу» преодолевается. Этот процесс, происходящий в психо логии, также показан в произведениях художественной литературы последних лет. В частности, подобное испытание прошел герой романа Д. Гранина «После свадьбы» Игорь Малютин, которого и» большого города отправили на работу в- один из самых отсталых сельских рай онов. Он не был ни эгоистом по натуре, ни изнеженным беспомощным молодым) человеком, и все же, несмотря на внеш нее принятие долга, внутренне Игорь не мог легко и безболезненно расстаться с привычной городской жизнью, с интерес ной работой на заводе. Он понимал, конечно, что в деревне- нужны механизаторы и руководители, но эта общественная потребность не сразу стала для него личным делом, его нрав ственным долгом. Игорь думал: «Зачем- же это все? И почему на него это все свалилось? Кому он мешал? Кому меша
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2