Сибирские огни, 1960, № 9

мол, за это надо платить. Или иногда по­ едем на воскресник в совхоз. Ведь за это не платят, ну, иногда покормят там, а ведь никто не считает, что он больше сделал, чем стоит этот обед». Передовой советский человек сливает свою личную жизнь с общественной. Благодаря тому, что личный интерес у него наполняется глубоким обществен­ ным содержанием, Что общее дело всех трудящихся становится его кровным де­ лом, личная жизнь его обогащается, а не становится беднее. Тов. Н. С. Хрущев в речи на июньском Пленуме ЦК КПСС (1959 г.), отмечая благородство поступка В. Гагановой, говорил, что наши рабочие понимают цель построения коммунисти­ ческого общества и, когда это нужно, во имя достижения этой цели идут на лич­ ные жертвы. Но эта личная жертва, как доказала Гаганова и как подтвердили своими делами ее многочисленные после­ дователи,— временная. Да и характер жертвы таков, что в конечном счете, в результате общего повышения произво­ дительности труда и роста общественно­ го богатства, выигрывает каждый. Конечно, слияние личной жизни с об­ щественной в такой степени, чтобы со­ знание необходимости выполнения об­ щественного долга совпадало с личными вкусами, склонностями, интересами, да­ леко не простое, легко осуществимое де­ ло. Более того, личный и общественный интересы, как часть и целое, вряд ли мо­ гут совпадать полностью во всем. Но здесь важно отметить, что в условиях со­ циализма в принципе нет и не может быть пропасти между общественным дол­ гом, с одной стороны, и личными жела­ ниями и склонностями — с другой (если только личные желания не приобретают эгоистический, шкурный характер). Это особенно убедительно доказывают участники соревнования бригад и удар­ ников коммунистического труда, для ко­ торых, например, личная учеба и овла­ дение высотами культуры — не само­ цель, а средство трудиться еще более производительно и сделать жизнь всех еще более полнокровной и красивой. В процессе коммунистического строи­ тельства нередко имеют место довольно острые конфликты в сознании человека между его непосредственным или не­ правильно понятым личным интересом и перспективным общественным интере­ сом, между желанием и долгом. Так бы­ вает, например, при распределении мо­ лодых специалистов, оканчивающих ву­ зы, при выездах на постоянную работу из города в деревню. В таких случаях, обычно возникает внутренняя психологи­ ческая задача: ты советский человек,, комсомолец, коммунист и должен быть, готов отправиться туда, куда тебя по­ сылают. Там сейчас наиболее важный участок борьбы за коммунизм. Ты вы­ полнишь свой долг, пусть даже вопреки имеющимся у тебя другим интересам и стремлениям. Для людей с сильно развитым чув­ ством долга решение такой задачи не.- представляет сложности. Для других это значительно сложнее, а иные, при­ чем далеко не всегда эгоисты, просто па­ суют перед неожиданно возникшими трудностями. Но чаще подобные кон­ фликты разрешаются самой действи­ тельностью в сфере практической дея­ тельности. В столкновении с трудностя­ ми и противоречиями проверяется и вместе с тем еще более крепнет, закаля­ ется преданность советских людей об­ щественному долгу. То, что первона­ чально предстает перед человеком каю внешний долг, в ходе его выполнения постепенно превращается в личную потребность, противоречие между «дол­ жен» и «хочу» преодолевается. Этот процесс, происходящий в психо­ логии, также показан в произведениях художественной литературы последних лет. В частности, подобное испытание прошел герой романа Д. Гранина «После свадьбы» Игорь Малютин, которого и» большого города отправили на работу в- один из самых отсталых сельских рай­ онов. Он не был ни эгоистом по натуре, ни изнеженным беспомощным молодым) человеком, и все же, несмотря на внеш­ нее принятие долга, внутренне Игорь не мог легко и безболезненно расстаться с привычной городской жизнью, с интерес­ ной работой на заводе. Он понимал, конечно, что в деревне- нужны механизаторы и руководители, но эта общественная потребность не сразу стала для него личным делом, его нрав­ ственным долгом. Игорь думал: «Зачем- же это все? И почему на него это все свалилось? Кому он мешал? Кому меша­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2