Сибирские огни, 1960, № 9
ют, что их поступок продиктован чувст вом долга перед партией и народом. «Со знавая, что сельское хозяйство нашей об ласти испытывает недостаток в квалифи цированных кадрах, прошу направить меня на работу в село»,— писал старший преподаватель сельскохозяйственного ин ститута А. Г. Волков. «Поднять колхозы и совхозы — дело всенародное и мое де ло. Вот почему еду в совхоз с полной го товностью»,— заявил инженер М. М. Чуликов. Эти примеры убедительно показывают, что отношение к общественному долгу все более характеризуется в наших усло виях идеями коммунизма, бескорыстием, .умением подчинять личное общественно му, а в случае необходимости — посту питься личным во имя общественного. Говоря о коммунистическом восприя тии нравственного долга, надо учиты вать, что сознание долга становится под линным убеждением только тогда, когда долг воспринят и разумом и чувством, ког^са идейная убежденность переходит в привычку и потребность правильно по ступать становится неотъемлемой ча стью психики. О таком поведении чело века коммунистического общества писал В. И. Ленин, указывая, что в этом об ществе «люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насилия и без подчинения», что «не обходимость соблюдать несложные, ос новные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привыч кой»1. Коммунистическим трудом в стро гом смысле слова он называл бесплат ный труд на общество, производимый не для отбытия повинности, а труд добро вольный, без расчета на вознаграждение, ставший привычкой и первой жизненной потребностью. Понятие долга в нашем обществе, строящем коммунизм, освобождается от того атрибута полного самоотречения, добровольного мученичества верных дол гу людей, который нашел отражение в об разах, созданных литературой прошлого (например, Овод — у Войнич, Андрей Кожухов —■у Степняка-Кравчинского, Рахметов — у Чернышевского). Безза ветное служение революционеров прош лого общественному долгу, вытекавшему 1 В. И. Л е н и н , Сочинения, т. 25, стр. 428, 446. из задач освобождения народа, находи лось в резком противоречии с официаль ным долгом, налагаемым на них эксплуа таторским государством и церковью. В нашем обществе нет такого раздвое ния понятия долга на подлинный общест венный долг и долг официальный. Со ветский человек — полный хозяин своей страны и сознательный творец ее буду щего. Трудящимся у нас принадлежат государственная власть и все блага жиз ни, которые постоянно умножаются их же трудом. Менее всего походит человек долга в стране социализма на аскета, на исступленного религиозного фанатика, то и дело подавляющего личные потреб ности и желания, отказывающегося от личного счастья, от семьи, от всего лич ного. В тех же беседах, которые были орга низованы кафедрой философии Новоси бирской высшей партийной школы, ста вился перед трудящимися и такой воп рос: «Могут ли быть, по вашему мнению, противоречия между чувством общест венного долга и личными желаниями, склонностями? Бывало ли это у вас?» Ответы показывают, что противоречия эти в ряде случаев весьма незначитель ны и связаны, как признают сами отве чавшие, с еще недостаточно высоким со знанием общественного долга. Так, четы ре молодые работницы заявили, что иног да в свободное от работы время прихо дится выполнять общественные поруче ния (агитатора, редактора стенгазеты, члена дружины по охране общественно го порядка, участвовать в воскреснике), а хотелось бы пойти в театр, кино, в ма газин. Одна работница писала, что у нее бывали противоречия на почве несогла сия с теми или иными неправильными распоряжениями: долг требует протесто вать против них, но «не хочется портить нервы». Примечательно, что ни у кого из отве чавших не возникало сомнения в приори тете общественного над личным. Многие приводили примеры того, что зачастую трудящиеся выполняют общественный долг привычно, естественно. Так, одна из работниц Новосибирского жиркомби- ната говорила: «Вот у нас на заводе вес ной мы ведем посадку деревьев, цветов, убираем территорию. Участвуем в этом все, но ведь никто еще не сказал, что,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2