Сибирские огни, 1960, № 9
О нашей , коммунистической, этике В. ВЕБРИН НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ ЧЕЛОВЕКА В наше время, в период развернутого строительства коммунизма, постепенно, однако неуклонно, сужается круг обя занностей людей, определяемых юриди ческими законами и контролируемых го сударственными органами, и наоборот, все более расширяется сфера действия нравственного долга членов общества. Что же такое нравственный долг? Как его понимают передовые советские .люди? Понятие «нравственный долг» в марк систско-ленинской этике выражает ос новные, выполняемые добровольно, по внутреннему убеждению обязанности че ловека в отношении общества, государст ва, Коммунистической партии, а также в отношении коллектива и отдельных .людей. Объективное, то есть не зависящее от •человека, содержание понятия долга оп ределяется назревшими общественными потребностями и задачами. Вместе с тем ■оно связано с сознанием человека, вклю чает элемент субъективного. В нашей стране основным объектив ным содержанием общественного долга гражданина является сейчас борьба—ка ждого на своем участке — за выполне ние программы строительства коммуни стического общества, намеченной XXI ■съездом партии и Пленумами ЦК КПСС. А субъективная, собственно нравст венная сторона этого понятия заключает ся в осознании людьми того, что выпол нения ими своих обязанностей требуют жизненные интересы всего общества, в стремлении наилучшим образом выпол нить их. Нам далеко не безразлично, под воздействием каких стимулов выполняет ся долг. Ведь не секрет, что еще есть люди, которые выполняют свои обязан ности не в силу внутренней потребности быть полезными обществу, а лишь с целью получения заработка, из боязни наказания за неисполнение, или, напро тив, только в расчете на похвалу, награ ду. О таких людях нельзя, казалось бы, сказать, что они не сознают долга. Одна ко нравственный долг в его коммунисти ческом понимании предполагает иные, бо лее высокие идейно-психологические мо тивы поведения человека, когда общест венные, прежде всего трудовые, обязан ности становятся для человека делом внутреннего убеждения, осознанной им необходимости действовать на благо об-, щества. В ходе коммунистического строитель ства все более широкий круг людей про никается именно таким сознанием долга. Недавно кафедра диалектического и ис торического материализма Новосибир ской высшей партийной школы провела опрос трудящихся. В частности, перед рабочими и служащими ставился вопрос, как они понимают свой общественный долг. И вот какие ответы были получены. Токарь-расточник новосибирского завода тяжелых станков и гидропрессов имени Ефремова тов. Друзь сказал: «Мой обще-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2