Сибирские огни, 1960, № 9

О нашей , коммунистической, этике В. ВЕБРИН НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ ЧЕЛОВЕКА В наше время, в период развернутого строительства коммунизма, постепенно, однако неуклонно, сужается круг обя­ занностей людей, определяемых юриди­ ческими законами и контролируемых го­ сударственными органами, и наоборот, все более расширяется сфера действия нравственного долга членов общества. Что же такое нравственный долг? Как его понимают передовые советские .люди? Понятие «нравственный долг» в марк­ систско-ленинской этике выражает ос­ новные, выполняемые добровольно, по внутреннему убеждению обязанности че­ ловека в отношении общества, государст­ ва, Коммунистической партии, а также в отношении коллектива и отдельных .людей. Объективное, то есть не зависящее от •человека, содержание понятия долга оп­ ределяется назревшими общественными потребностями и задачами. Вместе с тем ■оно связано с сознанием человека, вклю­ чает элемент субъективного. В нашей стране основным объектив­ ным содержанием общественного долга гражданина является сейчас борьба—ка­ ждого на своем участке — за выполне­ ние программы строительства коммуни­ стического общества, намеченной XXI ■съездом партии и Пленумами ЦК КПСС. А субъективная, собственно нравст­ венная сторона этого понятия заключает­ ся в осознании людьми того, что выпол­ нения ими своих обязанностей требуют жизненные интересы всего общества, в стремлении наилучшим образом выпол­ нить их. Нам далеко не безразлично, под воздействием каких стимулов выполняет­ ся долг. Ведь не секрет, что еще есть люди, которые выполняют свои обязан­ ности не в силу внутренней потребности быть полезными обществу, а лишь с целью получения заработка, из боязни наказания за неисполнение, или, напро­ тив, только в расчете на похвалу, награ­ ду. О таких людях нельзя, казалось бы, сказать, что они не сознают долга. Одна­ ко нравственный долг в его коммунисти­ ческом понимании предполагает иные, бо­ лее высокие идейно-психологические мо­ тивы поведения человека, когда общест­ венные, прежде всего трудовые, обязан­ ности становятся для человека делом внутреннего убеждения, осознанной им необходимости действовать на благо об-, щества. В ходе коммунистического строитель­ ства все более широкий круг людей про­ никается именно таким сознанием долга. Недавно кафедра диалектического и ис­ торического материализма Новосибир­ ской высшей партийной школы провела опрос трудящихся. В частности, перед рабочими и служащими ставился вопрос, как они понимают свой общественный долг. И вот какие ответы были получены. Токарь-расточник новосибирского завода тяжелых станков и гидропрессов имени Ефремова тов. Друзь сказал: «Мой обще-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2