Сибирские огни, 1960, № 9
спрашивая, кто мы и зачем приехали, он открыл перед нами полог палатки, при гласил войти. Мы огляделись. На полу — шкуры, в углах — груды одежды, меш- ки с продуктами. Посредине потрескивает железная печурка. Свет проникает с к е о з ь узкое отверстие в верху палатки. В застоявшемся воздухе стоит кислый за пах шкур. Мы сняли кукашки и в нерешительности потоптались возле печки: куда же садиться? Привычный глаз искал стулья. Их не было. Догадались, сели на шку ры, поджав ноги. На низеньком столике задымились стаканы чая, появилось блюдо с олени ной. Василий Петрович расспросил о дороге, о собаках. Он был, видимо, очень рад гостям и то и дело подливал нам крепкий, как горчица, чай. Невольно вспомнились шишковские герои из северных народов — какая раз ница! Те забитые, вызывающие жалость дети природы, а у Василия Петровича в каждом жесте и слове сквозило чувство собственного достоинства человека, при выкшего к уважению и почету. Как время меняет людей! Стемнело. Василий Петрович зажег свечку. Поужинав, мы курим, слушаем его. Василий Петрович кочует давно. «Еще с отцом гонял оленьков». У отца было 300 голов. Со дня организации колхоза — бригадиром. В стаде 2 600 голов __ большое стадо. Кочевать ему нравится. Вся жизнь в пути. Вот на этих лесистых буграх оле ни съедят ягель, надо складывать палатки, идти со стадом на другое место. За год остаются позади сотни километров тундры. Зимой иногда бывает нелегко. Задует пурга — день и ночь не зайдешь в па латку: олени могут разбрестись. Подходят волки... Летом, конечно, тепло, но гнус донимает, комары. Но это привычно оленеводу. Скучно? Нет, только лентяй скучает. Всегда найдется какое-нибудь дело. Дрова попилить, поправить нарты, а то можно встать на лыжи, пострелять куро паток. Развлечения? Это что такое? Играть в карты? Глупая игра. Лучше уснуть в свободное время: в палатке хорошо спится под теплой оленьей кукашкой. Василий Петрович говорил с присущим северным людям обаятельным юмо ром, уверенностью в своей правоте. Как еще можно жить иначе, когда кочуешь? Так жили отцы и деды, так сейчас живут все, кто ходит за оленями. Видимо, эта жизнь без книги, газеты, радио и разумных развлечений казалась ему естествен ной, единственно возможной. И это было грустно. Мы встречали потом немало тундровиков — оленеводов, охотников. Жизнь приблизительно у всех одинакова — еда, работа, сон — вот я все. Слишком мало это для людей XX столетия! «Но как же, кочуя, можно жить по-иному?» — говорят они. «Неужели все-таки нельзя?» — думалось нам. Не получилось ли так, что жизнь кочующих осталась за пределами нашего внимания? Мощный поток разви тия культуры не нашел широкой дороги к палатке и яранге северного охотника и оленевода. В полночь Василий Петрович выпил стакан чаю и стал собираться к стаду: сегодня было его дежурство. Я напросился помогать ему. Звуки шагов тонут в безмолвии северной ночи. Тишина. Зачарованная ти шина радостного покоя. Странно: ночь, а снег и лиственницы кажутся белыми. Белее, чем днем. Днем они переливаются розовым и синим, а сейчас совсем бе лые. Лиственница — таинственное дерево. Всегда она задумчива, сумрачна, как будто хранит тайну веков. Над головой очень низкое небо и очень ясные звезды. Они совсем близко. Иные сверкают среди вершин деревьев, как новогодние фонарики. Ковш Боль шой Медведицы наклонился, задел краем землю, словно собирался зачерпнуть снега, тишины и покоя. Олени темными пятнами стоят в логу, между деревьями. Молодые бычки в беззлобных турнирах постукивают жиденькими рогами. Снег глубокий. Ноги уходят в него по колени, и я сразу начинаю отставать от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2