Сибирские огни, 1960, № 9
Ходили на дровах. День шли, а другой вся команда от капитана до кочегара валила деревья, пилила, грузила на борт. Николаю Васильевичу далекая Нева, залитые огнями порты, отдых после рейса в семье вспоминались, как неправдоподобная сказка. Как-то на излучине реки увидели людей в звериных одеждах. На маленьких лодках-«ветках» они ставили сети, но когда пароход приблизился, все исчезли. Капитан приказал бросить якорь. Часть команды сошла на берег. В лесу стояло десятка два берестяных чумов. Но людей и здесь не было: испугавшись, они раз бежались. Нашли зарывшегося под шкуры древнего старика. Заговорили с ним по-эвен ски. Выяснилось, что в поселке приняли судно за страшное чудовище. Такого ни кто еще не видел, и шаман приказал всем бежать в тайгу. Старика уговорили подняться на пароход, привели в рубку, показали ма шины. Он скоро освоился, осматривал все с жадным любопытством. Его угости ли, дали в подарок чаю и сахару. Старик взамен принес целую гору беличьих шкур и страшно удивился, когда ему сказали, что чай и сахар эвенам дает со ветская власть, новая власть, и что купцов уже нет. На обратном пути снова бросили якорь у поселка. На этот раз жители не разбежались. ...Почти каждый день был подвигом. То в ледяной воде приходилось заделы вать пробоины в баржах, то сутками не отходить от штурвала, минуя пороги. Не было времени побриться, вымыться, спокойно поесть. Но километры нехо женой реки оставались позади. На третий год Николай Васильевич плавал капитаном. По реке ходили уже де сятки судов с караванами барж. Казалось, река начинала понемногу сдаваться, коварства ее не пугали. Можно было зимой ехать в отпуск или вернуться совсем домой: договор кончался. Ffo случилось, что уехать не пришлось. Под осень возвращались из дальнего рейса. Шли двумя пароходами, торо пились: ночами выпадали заморозки, у берегов вырастал синеватый припай. В пути капитан «Партизана» •— второго судна, посадил на перекате баржи. Поставили сваи, с трудом сняли попавших в беду. Пошли дальше, но к вечеру появилось на реке сало — первый признак, что река скоро станет. Приба вили обороты, прошли еще километров пятьдесят. До затона оставалось четверо суток хода, когда ночью ударил 20-градусный мороз. По реке плы ли уже целые ледяные поля. Лед намерзал на колеса. Отдавали якоря, чтобы сколоть его с плиц, и снова протискивались между льдинами. Наконец поняли, что до затона не дойти: впереди река остановилась. Кругом глухая тайга, до первого поселения 300 километров. Если суда оста вить в реке, весной их разломает, как спичечные коробки. Решили пробиваться к небольшой протоке, которая была в пяти километрах Еыше: там можно спастись, от весеннего ледохода. Узкую дорогу к протоке продалбливали форштевнем пять дней: «Полный вперед! Задний... Стоп!» А лед становился все крепче: морозы доходили уже до тридцати. Когда караван завели в протоку, от плиц остались измочаленные култышки. Стали готовиться к зимовке. Валили лес, строили землянки для жилья. Сру били пекарню, камбуз, баню. Образовался целый поселок. Механики соорудили электростанцию, провели свет в кубрики-землянки. Потом поставили мастерские, и началась обычная трудовая жизнь на отстое — ремонтировали машины, латали пробоины — готовились к следующей навигации. — Ничего, отстоялись благополучно, — задумчиво заключил Николай Ва сильевич. — Весной пошли в новый рейс. В отпуск съездил следующей зимой. Когда отправлялся в Ленинград, рас считывал насовсем остаться дома, но к весне страшно потянуло снова на север. Есть у этих мест какая-то непонятная притягательная сила для душ прочных и отважных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2