Сибирские огни, 1960, № 9

ката о том, как изменились к лучшему переезды над бескрайними просторами Якутии. Но кирпич, прибывая к месту назначения, стоит уже не копейки, а десятки рублей, уголек и даже колбаса тоже начинают отсвечивать золотым блеском. Са­ молеты, — быстро, удобно, но дорого, разорительно дорого. И все же зимой и летом они летают над всеми уголками Якутии. Они долж­ ны летать потому, что в этой республике, размером с Европу, нет ни одного мет­ ра железной дороги. Если бы она была!.. Геологи открыли на Лене запасы первоклассных углей. Неглубоко под землей лежит три триллиона тонн топлива. И почти рядом — огромные запасы железной руды. Значит, тут можно построить мощный метал­ лургический комбинат? Да, он строился бы, если сначала проложить железную дорогу. Якутия могла бы давать 20 миллиардов кубометров газа для Красноярского края, Иркутской области и Дальнего Востока. Здесь будет «большая нефть», как сказали нам ученые Якутского отделения Академии наук. Почти нетронутыми лежат огромные запасы соли, свинца, совсем мало ис­ пользуются лесные богатства и все потому, что их не на чем перевозить. Якутия — огромная кладовая природы, но на ней еще висят замки, и ключ к кладовой — железная дорога, и когда этот ключ будет откован и замки упадут, Родина получит столько новых сокровищ, сколько, может быть, она не получает ни от одной из республик. ...А пока мы всюду летали на самолетах — «быстро, удобно, выгодно», — как говорится в авиационных рекламах. А наши попутчики — жители Якутии — часто сообщали: «Вот здесь открыли залежи вольфрама, там новая алмазоносная трубка... Если бы тут прошла железная дорога...» Алмазы и золото — только самое малое из того, что может дать эта рес­ публика, потому что она связана со страной в сущности лишь самолетами и не­ большим количеством речных судов, плавающих два-три месяца в год по каприз­ ным северным рекам. Ее самые ценные богатства дожидаются своего хозяина — человека, и только неугомонные геологи доподлинно знают, как бесконечно щедра эта страна... На полюсе холода Оймяконский район — один из полюсов холода земли. Нам сказали, что мо­ розы здесь бывают за 60 градусов — скаты машин за несколько минут стоянки застывают так, что трескаются, как стеклянные. В районном поселке Усть-Нере, который втиснулся между высоких сопок на берегу Индигирки, стоял туман, и мо­ роз, как наждаком, проводил по лицу. Но парни шли в клуб в модных туфлях, а девушки пели песни. Мы ехали на прииск Ольчан. Вездесущий «газик» здесь переоделся по-се­ верному, укутавшись ватой и байкой — в кабине было тепло. Он бодро катил по пустынной дороге, петляющей по склону сопки. Скоро поселок остался внизу, туман рассеялся, и вдруг мы увидели над соп­ ками голубое, или, как говорят поэты, лазурное небо. Такое небо бывает в Крыму над весенним южным морем. Хотелось почерпнуть эту зеленоватую голубизну и пить, как прохладную ключевую воду. Солнце в цветастой накидке радуги кати­ лось по зубчатым вершинам гор и тоже было теплое, лучистое, доступное. Вдоль дороги стояли лиственницы — все белые, одетые в тончайшей работы кружево северного куржака. Притихшие, дремлющие, они казались заколдован­ ными девушками в подвенечных нарядах. Возможно оттого, что воздух здесь изумительно чистый, все цвета были без полутонов: вблизи снег сверкающе белый, на дальнем склоне —- розовый, словно залитый цветущим кипреем, а тени деревьев — угольно-черные.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2