Сибирские огни, 1960, № 9
ката о том, как изменились к лучшему переезды над бескрайними просторами Якутии. Но кирпич, прибывая к месту назначения, стоит уже не копейки, а десятки рублей, уголек и даже колбаса тоже начинают отсвечивать золотым блеском. Са молеты, — быстро, удобно, но дорого, разорительно дорого. И все же зимой и летом они летают над всеми уголками Якутии. Они долж ны летать потому, что в этой республике, размером с Европу, нет ни одного мет ра железной дороги. Если бы она была!.. Геологи открыли на Лене запасы первоклассных углей. Неглубоко под землей лежит три триллиона тонн топлива. И почти рядом — огромные запасы железной руды. Значит, тут можно построить мощный метал лургический комбинат? Да, он строился бы, если сначала проложить железную дорогу. Якутия могла бы давать 20 миллиардов кубометров газа для Красноярского края, Иркутской области и Дальнего Востока. Здесь будет «большая нефть», как сказали нам ученые Якутского отделения Академии наук. Почти нетронутыми лежат огромные запасы соли, свинца, совсем мало ис пользуются лесные богатства и все потому, что их не на чем перевозить. Якутия — огромная кладовая природы, но на ней еще висят замки, и ключ к кладовой — железная дорога, и когда этот ключ будет откован и замки упадут, Родина получит столько новых сокровищ, сколько, может быть, она не получает ни от одной из республик. ...А пока мы всюду летали на самолетах — «быстро, удобно, выгодно», — как говорится в авиационных рекламах. А наши попутчики — жители Якутии — часто сообщали: «Вот здесь открыли залежи вольфрама, там новая алмазоносная трубка... Если бы тут прошла железная дорога...» Алмазы и золото — только самое малое из того, что может дать эта рес публика, потому что она связана со страной в сущности лишь самолетами и не большим количеством речных судов, плавающих два-три месяца в год по каприз ным северным рекам. Ее самые ценные богатства дожидаются своего хозяина — человека, и только неугомонные геологи доподлинно знают, как бесконечно щедра эта страна... На полюсе холода Оймяконский район — один из полюсов холода земли. Нам сказали, что мо розы здесь бывают за 60 градусов — скаты машин за несколько минут стоянки застывают так, что трескаются, как стеклянные. В районном поселке Усть-Нере, который втиснулся между высоких сопок на берегу Индигирки, стоял туман, и мо роз, как наждаком, проводил по лицу. Но парни шли в клуб в модных туфлях, а девушки пели песни. Мы ехали на прииск Ольчан. Вездесущий «газик» здесь переоделся по-се верному, укутавшись ватой и байкой — в кабине было тепло. Он бодро катил по пустынной дороге, петляющей по склону сопки. Скоро поселок остался внизу, туман рассеялся, и вдруг мы увидели над соп ками голубое, или, как говорят поэты, лазурное небо. Такое небо бывает в Крыму над весенним южным морем. Хотелось почерпнуть эту зеленоватую голубизну и пить, как прохладную ключевую воду. Солнце в цветастой накидке радуги кати лось по зубчатым вершинам гор и тоже было теплое, лучистое, доступное. Вдоль дороги стояли лиственницы — все белые, одетые в тончайшей работы кружево северного куржака. Притихшие, дремлющие, они казались заколдован ными девушками в подвенечных нарядах. Возможно оттого, что воздух здесь изумительно чистый, все цвета были без полутонов: вблизи снег сверкающе белый, на дальнем склоне —- розовый, словно залитый цветущим кипреем, а тени деревьев — угольно-черные.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2