Сибирские огни, 1960, № 8

на него, словно ставни на веселое окош­ ко». Есть в этой повести и некоторые язы­ ковые погрешности (их немного). Неясно характеризует предмет такое определе­ ние: «Мертво блестел никелированный руль велосипеда». «Вот он стал совсем паинькой» •— это Настя так слащаво говорит о дожде в Крыму! Ради красно­ го словца употреблен надуманный образ: «Песня билась печальной птицей». В повести М. Назаренко в общем нет назидательности. Однако в конце она все- таки прозвучала. Полковник сообщает жене, что он решил ехать на работу в совхоз. Костя, услышав это, бурно выра­ жает свою радость. Отец отстраняет сы­ на. Он теперь хочет услышать мнение жены: «—Нина, так что же ты мол­ чишь?» Для чего этот вопрос, когда ее мнение и так известно? Что это, как не жажда похвалы? За этим, как говорится, дело не стало. Он слышит: «— А что. го­ ворить, Остап? Ты же всегда выбираешь дорогу, которая трудней». Читатель на может согласиться с этой похвалой, так как дорога, которую герой выбрал, не столь трудна, поскольку ни­ каких сил, противодействующих етЬ ре­ шению, нет. Нет их в нем самом, если не считать простого упрямства. Но уп­ рямство в серьезном вопросе не может служить движущей силой поведения ео» лидного работника, коммуниста. Оно только компрометирует героя. Иначе говоря, эта проблема ib той сю­ жетной ситуации, в какой она дана, про­ сто надуманна. Особенно неприятно звучит фраза полковника, заключающая повесть и яв­ ляющаяся ответом на похвалу жены: «— Что ж, — сказал Остап Василье­ вич, •—и не жалею. И детей своих всег­ да буду этому учить!». Слишком грубо автор учит выбирать трудную дорогу в жизни. К тому же, с такой проповедью выступает герой, ко­ торый не заслужил этого права в гла­ зах читателя. Повесть «На вершине» затрагивает ряд вопросов, связанных с воспитанием у детей таких душевных качеств, как сердечность, привязанность, отзывчи­ вость, любовь к природе, к труду, к лю­ дям. И все же читатель остается неудов­ летворенным повестью. Дело имёняо в том, что писательница избрала неудоб­ ный сюжет для изображения детей, по­ строив его Еф делах взрослых. Мир же взрослых изображен внешне, поверхно­ стно, так как он пропущен сквозь приз­ му восприятия детей. В результате яс­ но выраженная у автора способность создавать детские характеры и прони­ кать в детскую психику осталась не вполне реализованной. Что же касается названия книги, то оно соответствует замыслу, но не ее со­ держанию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2