Сибирские огни, 1960, № 8
на него, словно ставни на веселое окош ко». Есть в этой повести и некоторые язы ковые погрешности (их немного). Неясно характеризует предмет такое определе ние: «Мертво блестел никелированный руль велосипеда». «Вот он стал совсем паинькой» •— это Настя так слащаво говорит о дожде в Крыму! Ради красно го словца употреблен надуманный образ: «Песня билась печальной птицей». В повести М. Назаренко в общем нет назидательности. Однако в конце она все- таки прозвучала. Полковник сообщает жене, что он решил ехать на работу в совхоз. Костя, услышав это, бурно выра жает свою радость. Отец отстраняет сы на. Он теперь хочет услышать мнение жены: «—Нина, так что же ты мол чишь?» Для чего этот вопрос, когда ее мнение и так известно? Что это, как не жажда похвалы? За этим, как говорится, дело не стало. Он слышит: «— А что. го ворить, Остап? Ты же всегда выбираешь дорогу, которая трудней». Читатель на может согласиться с этой похвалой, так как дорога, которую герой выбрал, не столь трудна, поскольку ни каких сил, противодействующих етЬ ре шению, нет. Нет их в нем самом, если не считать простого упрямства. Но уп рямство в серьезном вопросе не может служить движущей силой поведения ео» лидного работника, коммуниста. Оно только компрометирует героя. Иначе говоря, эта проблема ib той сю жетной ситуации, в какой она дана, про сто надуманна. Особенно неприятно звучит фраза полковника, заключающая повесть и яв ляющаяся ответом на похвалу жены: «— Что ж, — сказал Остап Василье вич, •—и не жалею. И детей своих всег да буду этому учить!». Слишком грубо автор учит выбирать трудную дорогу в жизни. К тому же, с такой проповедью выступает герой, ко торый не заслужил этого права в гла зах читателя. Повесть «На вершине» затрагивает ряд вопросов, связанных с воспитанием у детей таких душевных качеств, как сердечность, привязанность, отзывчи вость, любовь к природе, к труду, к лю дям. И все же читатель остается неудов летворенным повестью. Дело имёняо в том, что писательница избрала неудоб ный сюжет для изображения детей, по строив его Еф делах взрослых. Мир же взрослых изображен внешне, поверхно стно, так как он пропущен сквозь приз му восприятия детей. В результате яс но выраженная у автора способность создавать детские характеры и прони кать в детскую психику осталась не вполне реализованной. Что же касается названия книги, то оно соответствует замыслу, но не ее со держанию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2