Сибирские огни, 1960, № 8
руководства совхозом, — то нельзя не заметить, как снисходителен автор к от дельным его поступкам, которым труд но подыскать оправдание. Дед Пшенка, сторож большого кол хозного сада, шел всю ночь домой, что бы попросить Нину Игнатьевну, оста новившуюся у него на ночлег, съездить в сад и спасти яблони от внезапно обна ружившейся плодовой гнили. Но пол ковник решительно сказал: «Ничего, ди- ду, вы человек дотошный, сами оправи тесь. А нам спешить надо». Куда спе шить? В Крым! На отдых! Ради этого можно, видимо, и пренебречь спасением колхозного добра. Чего стоит после это го подчеркиваемая писательницей склон ность Остапа вмешиваться во все непо ладки, его непримиримость ко всем безо бразиям! Видимо, этот характер не вполне ясен автору. Казалось бы, поступок отца должен был вызвать в любящих его детях про тест, несогласие! Но Анюта реагирует лишь на колкие слова деда Пшенки: «...дило на бездилье не мэняють. Тильки ось справочку дани нэ оформылы...». И мы читаем далее: «Что вы, дедушка, мне ничего не надо!» — вспыхнула Аню та, чувствуя за собой снова какую-то вину. И это вместо того, чтобы усты диться за отца! А ведь понять позор- ность этого поступка вполне по силам Анюте и Косте. Не нужно назидатель ности, но необходима ясная позиция ху дожника в нравственных вопросах! Понятно, что раскрыть внутренний мир взрослых было очень трудно: в по вести все подано через детское восприя тие. Но образы детей симпатичны и по нятны читателю, хотя автор не подыскал для них вполне благоприятные обстоя тельства. Привлекает их отношение к родите лям, основанное на любви и преданно сти. Наблюдательный Костя видит сосре доточенное лицо матери за работой и чувствует необыкновенную нежность к ней: «Так и обнял бы, поцеловал эти ру ки, прижался бы к ним. Но пусть уж девчонки лижутся». Фраза, завершаю щая его размышления, так точно и мило характеризующая возраст мальчика, — пример удачного использования не соб ственно прямой речи для раскрытия внутреннего мира ребенка. В этом, кста ти говоря, заключается, может быть, главное достоинство повести. Герои ее, живые и детекп-кенссредственные, по стоянно размышляют и вдумываются в окружающее. Поэтому автор широко ис пользует разные формы внутренней речи. Тонко показано наивное «заступниче ство» Анюты за любимого отца и готов ность ради него на подвиг. Она вместе с Костей отправляется на поиски отца, подвергаясь опасности, так как ей при шло в голову, что он скатился в ущелье,, расстроенный ее упреком. Писательница извлекла нужный ей; эффект из того сюжетного плана, кото рый она избрала. Путешествие обогати ло детей разнообразными впечатления ми и знаниями. Они стали наблюдатель нее. Те сведения, какие они получили в школе, приобрели теперь конкретность,, реальную осязаемость. Новым смыслом наполняются для Анюты слова из учебника географии о разнообразии поверхности СССР. Ины ми становятся мечты Кости под влия нием новых впечатлений. Раньше он счи тал игру в войну самой интересной иг рой. Воображение рисовало ему самые романтические картины войны, героем которых был отец. Читатель чувствует взволнованный патетический тон внут ренней речи мальчика. Перелом в отношении к военной ро мантике происходит у Кости в главе «Курская дуга». Он увидел ослепшего в бою под Курском танкиста Максима, сказавшего: «Не-ет, браток, гадкая эта штука, война, к черту ее! А людей сво их положи-или — эх! ■— он горько мах нул ;рукой...». Когда он, в смятении по сле рассказа танкиста, набрел на быв ший -дзот, «холод и мрак дохнули на него, и он побежал, чувствуя, как «кто- то» касается его волос на затылке». И прежнее ощущение счастья «перешло в смутное ощущение тревоги за него». Ясна причина этой тревоги. «— Аню та, — шепнул Костя, •— хорошо бы, ни когда не было войны, да?» И по детской логике он говорит сестре: «Давай всег да маму слушаться. И сами ругаться больше не будем». И Костю уже не покидает мысль о мире. Она органично вырастает из впе чатлений бытия, из ощущения шири,, бескрайних просторЪв Родины. Борьба против войны — один из важ ных, хотя и попутных мотивов повести. И автор, обращающийся к детям в на ши дни, •— на правильном пути. Он стре мится противодействовать военной ро мантике, которая культивировалась ра нее в литературе и фильмах для детей. Это одна из примечательных черт совет ской детской литературы нашего вре мени. Если вопрос о языке художественной литературы вообще имеет первостепен ное значение, то тем более это относит ся к произведениям, адресованным де тям. Язык повести М. Назаренко привле кает своей чистотой и выразительностью, слитностью слова и образа. Так, напри мер, характером Остапа Васильевича и образным восприятием окружающего, свойственным детской психике Анюты, оправдан такой смелый образ. Девочке показалось, что «недавно такое празд ничное лицо его захлопнулось». Или вот сравнение, характерное для детского во ображения: «Озабоченность надвинулась
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2