Сибирские огни, 1960, № 8
и «кто-то второй». Кто же это в данном случае? Дороги? Мы? Россия? Неясно. Да и другое сказано здесь не лучшим образом. Вряд ли можно «семенить раз мытым трактом», потому что «семе нить» — это значит ходить шагом бы стрым, частым, мелким. Такой шаг более вероятен на паркете, чем по раскисшему месиву захудалой дороги. В стихах Казаковой пока еще не ред кость и большие и малые промахи. Но вот пришла вторая книга «Нового ми ра» за нынешний год с тремя новыми стихотворениями Р. Казаковой: «Песня», «Кто б нас ни заменил», «Мы станем скупее на чувства» Твердят, что счастье делится не поровну, что почему-то жизнь не удалась... Нет! Если не сворачиваешь в сторону — придет , куда б дорожка ни вилась. Оно придет н е платой за страдание , не тем, что н еи зб еж н о реш ено , н е сделкой,\ что венчает ожидание , когда у ж соверш енно все равно... Придет оно в борьбе , в труде , в исканиях, твоим законным правом и судьбой , и навсегда останется с тобой, до самого последнего дыхания! Оно тебя и з тысячи найдет. Не изменяй себ е . Оно придет. Это чудесные стихи, и снова — еще сильнее, чем раньше, — нет охоты со ставлять баланс достоинств и просчетов Риммы Казаковой, а есть горячее жела ние просто и прямо сказать о своей ра дости оттого, что родился в советской поэзии еще один настоящий поэт. А. Л е в и т и н а КОГДА НЕ ПРОДУМАН СЮЖЕТ. .. Д етский писатель должен учитывать особенности восприятия своих чи тателей—детей. И не просто учитывать, а как бы смотреть на мир их глазами. Не каждый писатель обладает этой спо собностью. М. Назаренко она присуща вполне. Ее повесть «На вершине»1, пред назначенная для детей среднего школь- 1 М. Назаренко. На вершине, Новосибирск, 1959. нопо возраста, состоит из ряда самостоя тельных эпизодов, сгруппированных во круг единого сюжетного стержня. Полковник, только что вышедший в отставку, отправляется с семьей в Крым на автомобиле. Ему предлагают долж ность директора запущенного крупного украинского совхоза, где пригодится его- инженерная специальность. Жена его ви дит в этом назначении также решение и своей судьбы. Агроном по образова нию, она была оторвана заботами о де тях от своей любимой профессии. Но Остап Васильевич упрямо отвергает предложение, не приводя никаких серь езных доводов, и, лишь достигнув вер шины Ай-Петри, решает: надо ехать! Кстати, нужно ли было подниматься так высоко, чтобы решить этот вопрос! Правда, вершина Ай-Петри имеет симво лическое значение — значение высоты, на которую поднимается человек, когда полностью отрешается от эгоизма ради интересов общества. Но В' реалистиче ском произведении образ убедителен лишь тогда, когда он органически вы растает из реальной жизненной ситуа ции. Здесь же этого нет. Сюжетно Ай- Петри — лишь конец экскурсии. Ведь, решение Остапа могло состояться и на более раннем этапе пути, поскольку ни каких серьезных причин, которые при вели бы к перелому в его характере, ко ренным образом изменили ход действия, не показано. Хотя движение сюжета зависит от ре шения задачи, стоящей перед Остапом? Васильевичем, мир взрослых людей с его сложными вопросами и треволнениями не имеет первостепенного значения в по вести. На первый план выдвинуты девя тилетний Костя и одиннадцатилетняя- Анюта. Их отношение к миру взрослых,, к родителям, к их поступкам — в цент ре внимания. Конечно, автомобильная экскурсия, москвичей на юг — дело заманчивое и дает возможность написать немало кра- . сочных пейзажей разных широт. Автор; не преминул эту возможность использо вать. Но избранный им сюжетный кар кас повести таит в себе и некоторые не удобства. Главные ее герои не имеют своего дела, то есть такой задачи, без; решения которой действие не может раз виваться. Между тем сюжет движется без их существенного участия. Индиви дуальность Анюты и Кости не может- вполне раскрыться, так как они постав лены лишь в положение наблюдателей.. Их задача — вникать, насколько позво ляют детские силы, в сложные душев ные переживания родителей, реагиро вать на их взаимоотношения и поступки. Тем более важно, чтобы их реакция была понятна читателю. Однако есть не которая неясность в отношении автора и детей к упрямству Остапа Васильеви ча в серьезном вопросе. Если даже оста вить в стороне главное — отказ его от;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2