Сибирские огни, 1960, № 8

и «кто-то второй». Кто же это в данном случае? Дороги? Мы? Россия? Неясно. Да и другое сказано здесь не лучшим образом. Вряд ли можно «семенить раз­ мытым трактом», потому что «семе­ нить» — это значит ходить шагом бы­ стрым, частым, мелким. Такой шаг более вероятен на паркете, чем по раскисшему месиву захудалой дороги. В стихах Казаковой пока еще не ред­ кость и большие и малые промахи. Но вот пришла вторая книга «Нового ми­ ра» за нынешний год с тремя новыми стихотворениями Р. Казаковой: «Песня», «Кто б нас ни заменил», «Мы станем скупее на чувства» Твердят, что счастье делится не поровну, что почему-то жизнь не удалась... Нет! Если не сворачиваешь в сторону — придет , куда б дорожка ни вилась. Оно придет н е платой за страдание , не тем, что н еи зб еж н о реш ено , н е сделкой,\ что венчает ожидание , когда у ж соверш енно все равно... Придет оно в борьбе , в труде , в исканиях, твоим законным правом и судьбой , и навсегда останется с тобой, до самого последнего дыхания! Оно тебя и з тысячи найдет. Не изменяй себ е . Оно придет. Это чудесные стихи, и снова — еще сильнее, чем раньше, — нет охоты со­ ставлять баланс достоинств и просчетов Риммы Казаковой, а есть горячее жела­ ние просто и прямо сказать о своей ра­ дости оттого, что родился в советской поэзии еще один настоящий поэт. А. Л е в и т и н а КОГДА НЕ ПРОДУМАН СЮЖЕТ. .. Д етский писатель должен учитывать особенности восприятия своих чи­ тателей—детей. И не просто учитывать, а как бы смотреть на мир их глазами. Не каждый писатель обладает этой спо­ собностью. М. Назаренко она присуща вполне. Ее повесть «На вершине»1, пред­ назначенная для детей среднего школь- 1 М. Назаренко. На вершине, Новосибирск, 1959. нопо возраста, состоит из ряда самостоя­ тельных эпизодов, сгруппированных во­ круг единого сюжетного стержня. Полковник, только что вышедший в отставку, отправляется с семьей в Крым на автомобиле. Ему предлагают долж­ ность директора запущенного крупного украинского совхоза, где пригодится его- инженерная специальность. Жена его ви­ дит в этом назначении также решение и своей судьбы. Агроном по образова­ нию, она была оторвана заботами о де­ тях от своей любимой профессии. Но Остап Васильевич упрямо отвергает предложение, не приводя никаких серь­ езных доводов, и, лишь достигнув вер­ шины Ай-Петри, решает: надо ехать! Кстати, нужно ли было подниматься так высоко, чтобы решить этот вопрос! Правда, вершина Ай-Петри имеет симво­ лическое значение — значение высоты, на которую поднимается человек, когда полностью отрешается от эгоизма ради интересов общества. Но В' реалистиче­ ском произведении образ убедителен лишь тогда, когда он органически вы­ растает из реальной жизненной ситуа­ ции. Здесь же этого нет. Сюжетно Ай- Петри — лишь конец экскурсии. Ведь, решение Остапа могло состояться и на более раннем этапе пути, поскольку ни­ каких серьезных причин, которые при­ вели бы к перелому в его характере, ко­ ренным образом изменили ход действия, не показано. Хотя движение сюжета зависит от ре­ шения задачи, стоящей перед Остапом? Васильевичем, мир взрослых людей с его сложными вопросами и треволнениями не имеет первостепенного значения в по­ вести. На первый план выдвинуты девя­ тилетний Костя и одиннадцатилетняя- Анюта. Их отношение к миру взрослых,, к родителям, к их поступкам — в цент­ ре внимания. Конечно, автомобильная экскурсия, москвичей на юг — дело заманчивое и дает возможность написать немало кра- . сочных пейзажей разных широт. Автор; не преминул эту возможность использо­ вать. Но избранный им сюжетный кар­ кас повести таит в себе и некоторые не­ удобства. Главные ее герои не имеют своего дела, то есть такой задачи, без; решения которой действие не может раз­ виваться. Между тем сюжет движется без их существенного участия. Индиви­ дуальность Анюты и Кости не может- вполне раскрыться, так как они постав­ лены лишь в положение наблюдателей.. Их задача — вникать, насколько позво­ ляют детские силы, в сложные душев­ ные переживания родителей, реагиро­ вать на их взаимоотношения и поступки. Тем более важно, чтобы их реакция была понятна читателю. Однако есть не­ которая неясность в отношении автора и детей к упрямству Остапа Васильеви­ ча в серьезном вопросе. Если даже оста­ вить в стороне главное — отказ его от;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2