Сибирские огни, 1960, № 8
Да, мы вдовы отважных ребят, не усп евш их жениться . На могильных камнях наших суж ены х имена... Кто п осм еет забыть наши горькие, гневные лица?! Наше детство... Жестокая взрослая участь. В о й н а... Путь поколения труден, но стихи Ка заковой полны интереса, горячего при страстия к жизни, к ее действительному содержанию. В стихотворении — далеко не лучшем по выражению, но показа тельном по своей основной мысли — говорится: Тебе в се «ясно» и «знакомо»... И вот — похожа жизнь твоя на сборник выводов и формул по всем вопросам бытия... Не смей! Пройди сквозь эту накипь, поройся в сложном и в простом ... А восклицательные знаки расставишь как-нибудь потом. Слова «накипь», а особенно «порой ся» выбраны на редкость неточно, но ■суть дела ясна; она в том, чтобы жить непридуманной жизнью, вникать в ее сложность и разноликость. Там, где глаз и ухо другого поэта улавливают лишь статику, равновесие, арифметическую ясность, Казакова умеет обнаружить ки пение различных сил, внутренние кон фликты, движение. В ее стихах сверст ники, да и не только они, узнают радо сти, поиски и ушибы своей собственной молодости. Хорошие, светлые чувства у Р. Казаковой крепнут, преодолевая пу таницу, душевные тревоги. Чувство от крывается поэту в живой его сложности. В стихах сказано: люблю «накрепко — или ломко», «люблю — как будто вот- вот потеряю». Богатый оттенками и сильный поэтический рассказ о чувстве есть в стихотворениях: «Подснежник», «Ты мягок, 'застенчив, робок», «Их юность не дружбой — враждою связа ла», «Наверное, надо любить тоньше». «Приснись мне! А то я уже забываю» и других. Особое обаяние и крепость дает сти хам поэта врощенность в своеобразный мир труда и быта людей Дальнего Во» стока, в природу интереснейшего края, со всем тем новым, что возникает, укла- .дывается там сегодня. Казакова предана правде и поэзии, в этом убедительный залог ее дальнейшего движения к совер шенству. Разнообразны достоинства стихов Р. Казаковой, не однотипны и ее про махи. В очень жизненном по замыслу стихотворении «И люблю — и печалюсь, что с тобой повстречались» есть такие строки: Слышишь, громы грохочут? — Их любовь моя хочет! Слышишь. песня поется? — К ней любовь моя рвется! Стихотворение написано о том, как женщина и любит и мучается оттого, что ее любви мешают размахнуть крылья, оттого, что «любви моей тесно, ей тре вожно и душно». Но в тех строчках, что я привел выше, идеал настоящей любви дан слишком декларативно и традици онно. В стихах поэтессы вообще есть не который преизбыток деклараций. Осо бенно страдают этим недостатком, на пример, «Начало пути», «Дорогая моя бивуачная жизнь!», «От первого лепета до последнего дня». Высокие слова, по теряв опору в жизненной конкретности, повисают в воздухе и внушают недове рие к себе. Разумеется, никогда не ста нет архаичной открытая, прямо призы вающая и агитирующая речь поэта. Все дело в жизненных жорнях поэтических призывов. Право на них, опору им дает ощутимое проникновение в сегодняшнюю реальность. Казакова, как кажется по ее же стихам, не может всего этого не по нимать. Стало быть, речь идет лишь о еще более суровом счете к себе. Думаю, что нельзя писать так: Ведь юность, если строго, она всегда — дорога. И т ех нам просто жалко, кому она — лежанка. В неприкрытом косноязычии этих строк, в бойком их ритме слышится да» же некоторое кокетство. Чуткий к сло ву поэт все же не обладает еще абсо лютным поэтическим слухом. Слово до рого, когда оно точно, когда, найденное поэтом, оно кажется читателю един ственно возможным и абсолютно необ ходимым, как бы маленьким откровени ем того, что как-то чувствовалось им са» мим. Р. Казаковой сделано немало таких открытий, есть целые стихотворения, где иголки не просунешь: так точны, отобраны и слиты воедино слова в них. Но есть и другие примеры. В стихотворении «Голуби» читателю постоянно предлагаются слова откровен но неточные: «чье-то равнодушие прого» ни», «примета внешняя чего-то голубого и глубокого», «напомнят нам о чем-то важном». В других случаях общий смысл тума нится, очевидно, невзначай: Россия , мать! По-свойски строги, размытым трактом семеня , мы все клянем твои дороги , кого-то третьего виня. Но если говорить о «ком-то третьем», то, естественно, надо быть твердо уве ренным в том, что есть «кто-то первый»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2