Сибирские огни, 1960, № 8
— Вздернуть его! — приказал офи цер. Один из солдат принес вожжи, сделал петлю и, накинув ее на шею Лосева, по тащил его во двор. Через несколько ми нут хозяин дома закачался на воро тах...» «Хозяин дома закачался на воротах»! Не верится, что такой писатель, как Н. Устинович. не нашел более художе ственных средств для изображения ге-' ройской смерти партизана. В чем же де ло? Да в том, что автор ограничился здесь конспектом! ...Саня приходит к разгромленному дому. «На перекладине ворот висел, мед ленно раскачиваясь... отец». Далее сле дует целая глава, завершающая сцену убийства отца и матери Сани. Речь в ней идет -о похоронах убитых, о прощанье мальчика с отцом. И ни разу даже не упоминается о матери! Создается впечат ление, будто все действующие лица, в том числе и Саня, забыли, что' была мать и что несколько часов назад ее уби ли, и что тело ее где-то здесь, под со жженными развалинами дома. Не лишена повесть и композицион ных недостатков. Эпизод с предателем Торгашиным мог бы читаться с большим увлечением, если бы автор ввел его в действие заранее, а не перед развязкой его похождений. Говоря точнее, эпизода тогда бы не было, он превратился бы в часть повести, органически связанную со всеми остальными ее частями. Недостатки повести Н. Устиновича свидетельствуют, о некоторой поспешно сти его работы. Горе и счастье сибирского парнишки, ставшего партизаном, будут значитель но сильнее волновать читателя, если Н. Устинович еще поработает над своей новой повестью. Е. К а л т а н о в с н м й ДОРОГОЙ ОТКРЫТИЙ О то бы ни говорили и ни писали * критики или работники изда тельств, первйм признаком появления настоящих стихов остается то обстоя тельство, что читатели добровольно и охотно их читают. Это истина старая, но и вечно новая. Римма Казакова печатается широко всего-навсего года два — два с полови Римма Ка за ко ва . Встретимся на Востоке. Хабаровск, 1958; стихи — «Нева», 1958. № 10, 1959, № 9; «Новый мир», 1960, № 2 и др. ной, но ее уже знают, ее заметили, ее читают. Об ее стихах спорят, она уже слышала «суд судьи' глухого», неспра ведливые, обидные упреки и преувели ченные похвалы. У Р. Казаковой есть достоинства и просчеты, но есть «что-то» несомненное, что делает встречу с понтом не случай ной, что привлекает, радует, выделяя ее строки из множества вполне благо пристойных, но совсем не обязательных для души современника стихав. Р. Ка закова — поет серьезный и прямой, ее поэзия — ее жизнь, она . хочет выго вориться в стихах вся, до конца, обо- всем существенном из того, что видит, чувствует, узнает. У Р. Казаковой свой пафос, кстати сказать, объединяющий ее с другими серьезными и ищущими поэтами ее по коления. В ее стихах немало клятв и обещаний, смысл их характерен для поэзии, придающей особое значение мо ральной стойкости, верности невыдуман ной жизненной красоте и беспокойству, ясному пониманию жизненных ценно стей. Пафос Р. Казаковой обычно не на игран, он человечен, естествен, близок- читателю. Первая книга ее стихов начи нается «Дорогой открытий»: И никого не позабыть ей из тех, кто отдал ей себя, кто шел дорогою открытий, мечтая, радуясь , любя... Мне только так, мне только с ними,, мне лишь такая жизнь нужна! Так пусть меня навеки примет в свои дружинники она. И н е придет ко мне покорность, а будет — вихрем дней и строк — неповторимая повторность надежд , открытий и дорог! Стихи эти, если угодно, манифест мо лодого поэта, в них юная сила, жажда как бы заново открыть мир и совершить в нем как можно больше хороших дел. В стихах Казаковой н-e только клят вы и надежды поколения, но и трудная его биография, а следовательно, и речь о войне: Проклинали войну, Хоронили бойцов. Но едва ли понимали в двенадцать девчоночьих лет до конца: это наших мужчин, это наших муж ей убивали, это в наших стреляли детей , в материнские наши сердца!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2