Сибирские огни, 1960, № 8
т у Баджею, что грудью отстаивали пар тизанскую республику... Многих из них Саня знал в лицо, с некоторыми прихо дилось сражаться плечо в плечо... В торжественной тишине застыли на берегу Енисея полки. Еле слышно шеле стел шелк знамен, лениво всплескивали волны. И вдруг вскинулись в небо над всеми рядами винтовки, грохнул оглушитель ный залп. И еще, и еще... Словно раска ты грома прокатились над седым Енисе ем, между черных угрюмых скал. ...Потом над свежими могилами кто- то запел сильным чистым тенором: Вставай, проклятьем заклейменный ... Словно по команде, гимн подхватили ■все полки. Грозная, величественная ме лодия заполнила все вокруг... Саня шел вместе со всеми, и в его ду ше росло чувство большой, всепобеж дающей силы. Он как бы снова видел пе ред собой все эти .бесчисленные бои и, •казалось, непреодолимые трудности. Он знал, что жестокая борьба предстоит и впереди. Но он был убежден,, что теперь, •после вчерашней победы, уже никто не сможет задержать их возвращения в Ми нусинск, никто не найдет сил помешать установлению Советской власти в огром ном крае. И Саня словно устремлялся на могу чих крыльях ввысь, к солнцу, навстречу своему будущему счастью». Сама по себе эта сцена, завершающая новую повесть Н Устиновича1, доста точно красноречива. Но для того, чтобы полной мерой понять и оценить состоя ние ее участника, подростка Сани Лосе ва, чтобы увидеть его будущее счастье, надо вспомнить начало повести: отца, ви сящего на перекладине обугленных во рот, мать, распластавшуюся на полу с простреленной грудью. И все, что затем происходило: суровую жизнь с партиза нами, отчаянно смелые вылазки в стан врагов, бои... Формирование из деревен ского мальчишки бойца за Советскую власть проходило в огне партизанской войны. Закрываешь книгу и думаешь: а хоро шо бы встретиться еще раз с Саней Ло севым. С тем Лосевым, каким он станет после разгрома колчаковщины. С Лосе вым — строителем новой жизни -в Си бири. Хорошо, если подобное желание овла девает читателем. Как и следовало ожидать, самым яр ким образом в повести оказался тот, чьим именем она названа. Все, что про исходит на страницах книги, показано через восприятие Сани Лосева, пережи то, прочувствовано, выстрадано им. Естественно, что он становится близ ким читателю. Мы с ним и на пепелище 1 Н. Устинович. Саня Лосев. Красноярск, 1959. его дома, и в походе, и в плену, и в сра жении... Видим мы и руководителей енисей ских партизан, Кравченко и Щетивкина. Повинуясь требованиям сюжета, автор больше и подробнее показывает Петра Ефимовича Щетинкина, поэтому и в па мяти читателя он остается более выра зительным, чем Кравченко. 'Славная история сибирских партизан еще не написана. Труд писателя, взяв шегося оживить на страницах художест венного произведения героические обра зы отважных полководцев, заслуживает пристального и благожелательного отно шения. Саню Ло'сева окружают партизаны — мужественные простые люди. Михаил Семенович, командир роты Шумилов, Максим Петрович Стародуб — все они разные, все интересные. Менее удались Н. Усгиновичу портре ты колчаковцев. Зато очень впечатляю щими получились некоторые эпизодиче ские персонажи: Торгашин, молодой сол дат, харкающий кровью, и другие. Есть в повести отличные сцены, кото рые надолго останутся в памяти. Суд партизан над Семеном Торгашиным, суд народа над пленными колчаковцами, по бег Сани с Михаилом Семеновичем из заключения... Н. Устинович -г- признанный певец сибирской природы. И «Саня Лосев» оживлен описаниями тайги, выполненны ми точной и уверенной кистью. Велико лепна картина таежного, чуть не погло тившего партизан, пожара. Справедливость требует заметить, что книга могла значительно сильнее волновать читателя, если бы автор не обивался местами на скороговорку, на конспективность изложения. Колчаковцы напали на хутор,. «Офицер спрыгнул с коня, взбежал на крыльцо и, толкнув дверь ногой, выстре лил из нагана. -Хозяйка, не издав ни звука, упала среди избы. Ворвавшиеся солдаты схватили Лосева за руки. Он и не думал сопротивляться, и. его, повалив на пол, опутали веревками по рукам и ногам». Этот отрывок с успехом мог оыть вставлен в любой детектив, не претен дующий на художественность изображе ния. Дело в том, что о «хозяйке» — а это мать Сани Лосева! -к- ни до этого, ни после ничего больше не сказано в по вести. Какая она была, эта «хозяйка»? Неизвестно. «Упала среди избы»... Раз ве это картина страшного злодеяния — убийства человека? А вот сцена гибели Саниного отца. Она следует за сценой убийства матери через несколько строк и как бы естест венно продолжает ее. «—■ Будьте вы прокляты, палачи! — сказал Лосев и закрыл глаза, видимо, ожидая побоев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2