Сибирские огни, 1960, № 8
жать, и даже «ворчать» на подчиненных. Вот как встречается Валов с товарищем •своей юности, начальником сплавного участка,— впервые после долгой раз луки: «— Ну, здравствуй! — говорит капи тан.— Чего уставился? — Кто это уставился? — ворчливо отвечает Ярома,— Ссивсем слепнешь, старый черт, не можешь разглядеть, ку да человек смотрит... Ну, а так, вообще, здорово! ...Они отворачиваются друг от друга, смотрят в разные стороны, словно ниче го интересного нет Яроме в капитане, а капитану в Яроме. Начальник сплавно го участка притворно зевает, стучит каб луком бродня по палубе. — Плохо, поди, отремонтировали по- судину-то!.. — Ничего, тянет!..-— тоже зевнув, от вечает капитан». Эти пожилые, видавшие виды люди, привыкшие ничему не удивляться, даже трудовой подвиг совершают просто, как обычное повседневное дело. «Вот он, •вот! — думает капитан, дивясь обидной ■будничности, в которой видит наяву дав нишнюю мечту — плот в двенадцать ты сяч кубометров древесины. В жизни все по-иному: зачинается серенький рассвет над серенькой протокой; безлюдно, тихо; не бегут толпой люди, не падает с трес ком на землю небо...» Громоздкий плот особенно опасно провести мимо буйной протоки. В случае неудачи — большие материальные убытки, непоправимый удар по Валову как инициатору и позор для всего коллектива. Экипаж «Смело го» и плотовщики трудятся с большим ■напряжением всех физических и духов ных сил. Но больше всех переживает Борис Зиновеевич. Нет здесь ни эффектных подвигов, ни громоглас ной команды, ни величавой фигуры -капитана. Всего лишь капля пота, оку рок, отвлекший внимание Валова, да ворчливое замечание, которое кажется здесь таким неуместным. А так много сказано этими многозначительными де талями! В сознании читателя живет не только образ Валова, не только коллектива в целом. Мы запоминаем вездесущего боц мана китайца Ли, безнадежно влюблен ного кочегара Ивана Захаровича, мечта тельную радистку Нонну Иванкову, от чаянного штурмана Костю Хохлова, де ловитого механика Уткина, озорного Вальку Чиркова. Запоминаем каждого, хотя ни один из них не показан много гранно, в развитии, всесторонне. Просто у каждого из них свой характер, свой темперамент. Петьке Передряге отведено, напри мер, места меньше, чем любому другому персонажу. В одном эпизоде мы видим, как Чирков «муштрует» матроса-нович- ка. В другом — капитан исполняет его самое заветное желание — стать за штурвальное колесо. «Лицо Петьки на ливается радостью. Он кидается в рубку, дрожащими пальцами хватается за штурвал. Осторожно, понимающе улы бается Лука, выходит из рубки, чтобы Петька остался один». Только что этот самый Петька казал ся нерасторопным увальнем, неуверенно повторяющим за Чирковым слова воен ного устава. А тут он Неожиданно преоб разился, стал ловок, смел и красив. Рас сказано об этом сжато, энергично, емко. О пароходе в повести говорится как о живом существе. Читатель узнает о дне его рождения, о долгой его трудовой жизни. У него есть «шрам» от боев в гражданскую войну. Он «ровесник» сво ему капитану, но каждую весну «паро ход молодеет». «После зимней с п я ч к и он выглядит з д о р о в ы м и б о д- рым» . «Смелый» « п р о б у жд а е т - с я», «к р и ч и т», «щурит о к о про жектора». Как человек, пароход имеет «мускулы», «грудь», «сердце». И вся эта система изобразительных средств, представляющих собою одно разверну тое олицетворение, получает логическое завершение в разговоре механика Утки на с машинами. «Словно с живым суще ством, разговаривает механик с маши ной... Еще мальчишкойтпколяром сын механика «Палаши» Спирька на вопрос, какое существо есть пароход, убежден но ответил: «Одушевленное!» и долго настаивал на этом. Много времени спу стя понял 'Спиридон, что пароход все- таки существо неодушевленное, но при нял это как условность». Читатель тоже понимает эту «услов ность», но в его сознании пароход отож дествляется с биографией и действиями капитана и всего экипажа. И хотя автор в данном случае применяет условно ро мантическое средство, это не мешает ему выразить свое отношение к изобра жаемым людям. «Человек и работник —это почти одно и то же,— говорит Ва лов.— Хороший работник не может быть плохим человеком, ибо труд свой он от дает людям». За этими словами мы слы шим голос самого автора, человека, знаю щего жизнь, полюбившего своих скром ных героев. С. Щ е г л о в ГОРЕ И СЧАСТЬЕ САНИ ЛОСЕВА J J а земле, в ряд, лежали тридцать »»“ семь павших бойцов. Те, что про шли сквозь тайгу от Ачинска к Степно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2