Сибирские огни, 1960, № 8
Да по очень простой причине, потому что Довженко сам полон страсти, кипе ния, потому что он сам непосредствен ный участник строительства. Он разгля дел людей не потому, что они ему для сценария понадобились, но потому что живет и трудится рядом с ними. На всей земле нет для него ничего интереснее этой стройки и этих людей. Он влюблен но всматривается в них и спешит благо словить их, чуя, что его вороные кони вот-вот придут за ним. «Трудился бы тут над родной рекой до конца всех дней моих вместе с наро дом, строил бы плотины с ним, лечил бы Днепр, каналы б рыл, ставши за руль могучих разумных машин, что дало мне мое государство. Радовался бы чужой молодости, любви юных, их рабо те, ссорам и согласию, любовался бы их красивыми детьми и плодами их вели ких дел. И сам бы слился с чистым по током людских сил, творя свое посиль ное дело... Сейчас откроется дверь, и девочка принесет мне чего-нибудь поесть на зав трак. Она приветливо улыбнется мне, как отцу своему, и спросит, прошла ли у меня уже боль и можно ли мне есть. Я скажу ей: «Можно все есть, ничего не болит, спасибо». Тогда она еще раз скажет мне своим певучим голосом, удивляясь, словно я что-то сделал со вершенно для нее непонятное: «Ну за чем вы меня так часто благодарите? Что я для вас сделала? Покушать принесла, и все! А вы сразу спасибо. Какой-то вы чудной человек, право. Кушайте на здо ровье». Она исчезает где-то за дверьми, а я смотрю ей вслед и усмехаюсь про себя: разве ей может в голову прийти, что я послал ей вслед нечто сходное с тем, что когда-то называлось благословением, и от этого сам весь словно добрее ста новлюсь». («Из записных книжек». «Новый мир», 1958, № 4, стр. 217). Когда через месяц ему на время нуж но было покинуть Каховку, он записы вал: «...Скоро вернусь сюда, потому что иначе не смогу уже ни творить, ни жить... Если бы не был я киноработни ком, если бы, например, я был писатель или поэт, я ни за что не покинул бы это го берега». А. Н. Островский в «Застольном сло ве о Пушкине» говорил, что потому ждет ся каждое новое слово от великого поэ та, что люди хотят возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним, желают под няться до его уровня. «Всякий ждет, что он скажет что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне, но он скажет, и это сейчас же сделается моим». Через большого человека мы все ста новимся значительнее. Мы прочитали «Зачарованную Десну», «Поэму о мо ре», случайно прочитали в «Записных книжках» то, что было сказано толька для себя, личное, тайное, и какая же ог ромная, чистая душа раскрылась перед нами! И как же не захотеть нам самим стать такими же прекрасными людьми, как он? Но так и должно быть. Если бы этого не случилось, то какое значение имело бы для нас творчество Довженко? Зачем бы нам читать книги, вдумывать ся в мысли больших людей, если бы их мысли не становились нашими мысля ми? И отсюда не только чувство очаро вания произведениями Довженко, НО' еще и чувство великой благодарности за то, что через него и мы становимся выше, больше, значительнее, за то, что, усваивая его высокий взгляд, мы начи наем лучше понимать людей, видеть во круг себя больше прекрасного. Но жаль, что имя Довженко все еще остается мало известным. — Кто такой Довженко? — переспра шивают читатели. — Киноработник? Нет, не читали, — говорят они. —■Вот Ремарка —знаем, Пристли, Олдингтона,. а Довженко не знаем. И в самом деле, на витринах книжных магазинов один за другим появляются романы Ремарка, изданные фантастиче скими тиражами. Мы ничего не имеем против Ремарка. Это очень хороший пи сатель. Но ведь и Довженко писатель не меньшей силы. А между тем где же найти его «Зачарованную Десну», «По эму о море»? Продавцы в книжных ма газинах не могут припомнить, когда в продаже были книги Довженко. И нужно также, чтобы и литераторы, и критики чаще обращались к литера турному наследству Довженко. И для того, чтобы усвоить его высокий взгляд на действительность, и для того, чтобы рассказать людям, какой это был боль шой, замечательный писатель. г. Братск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2