Сибирские огни, 1960, № 8
провожающей своего сына, понимаем, какое это значительное событие в жизни этих парней, этих девушек. В жизни ге нерала это также один из самых вол нующих моментов. Сейчас он подводит итоги всей своей жизни. Он летит на са молете, разглядывая сквозь плексигла совый щит степь’ и перед ним встают его отцы и деды, ходившие по этой сте пи чумаками, видим их босых и оборван ных, но в то же время могучих, видим картины страшных боев, которые прохо дили в этих местах. А какой невероятной силы все эти сце ны, где появляется Степанида Воронцо ва, семь сыновей которой погибли на войне. У нее помутился разум. На об ложке журнала она увидела памятник со ветским воинам в Берлине, была потря сена сходством статуи с сыном Иваном й с тех пор не расставалась с картин ной, ходила и спрашивала: «— Скажите мне, соседи, гости доро гие, — стоит ли до сих пор мой мень шой сын Иван на площади в Берлине? — Да, — отвечают военные. — Стоит на площади ваш сын. — С мечом в одной руке, с дитятком в другой коло сердца?! — Стоит, мамо, с мечом. — Глядите, чтоб стоял. Не упускал дитя и меч». Бульдозеры приходят, чтобы смести старые глинобитные хаты. Скоро новое Каховское море зальет деревню. Но раз ве это так просто — разрушить хаты? Ведь с каждой из них чья-то жизнь свя зана, в них люди рождались, жили и уми рали. Бульдозер с грохотом ползет к ха те. Хозяин закрывает ладонью глаза. Не переносимо видеть ему, как упадут сте ны его дома. Но вот Григорий Шиян не разбирает хату, не слушает ни приказов, ни угово ров. По всему району несутся звонки — что делать с Григорием Шияном? Не хо чет он уходить, не боится он никакого моря, пускай, говорит он, топят, он бу дет сидеть на крыше своей хаты, не мо жет он ее покинуть, не нужен ему камен ный дом. Взволнованы герои, и мы не можем читать о них без волнения. * * * К председателю колхоза Зарудному приехала дочь его Катерина. Она ждет ребенка. Прораб Голик обманул ее, бро сил. Он мастер говорить слова о буду щем, о счастье для всех, но это закон ченный подлец. Не хочет больше жить Катерина — так оскорблено в ней все. И жизнь по кинула ее. Мы видим похороны Катери ны, видим, как люди осуждают Голика, наказывают его презрением. И вдруг оказывается, что Катерина жива. Она не умирала, она только хотела умереть. Довженко то и дело показывает, как мог ло бы случиться, а только потом, как бы ло на самом деле. Это дает ему возмож ность показать истинные страсти людей, все то, что далеко не всегда прорывает ся в них. Идет разговор у Зарудного с Голиком. Он говорит этому подлому человеку в глаза все, что думает о нем. — Выходи! — приказывает Заруд- ный таким голосом, что Голик переста ет дышать: он видит перед собой того, кого больше всего опасался, — отца Ка терины. Страшным предстал перед ним отец... «— Алло, алло!..—Голик быстро хва тает телефонную трубку, но Зарудный с места бьет кнутом по проводу, и теле фонная трубка вылетает из прорабовых рук. Рушится стена. Падает трехсотлет няя верба. Слышится поток воды, или это вечернее небо раскрылось в таком беспокойном движении туч —только нет ни кабинета, ни стола: на берегу водо хранилища, освещенные странным све том, столкнулись враги. — Приготовься к смерти». — Что с вами? — спрашивает маши нистка. Зарудный растерянно оглядывается. Он сидит в приемной. Он только соби рается войти в кабинет к прорабу Голи ку, и нет у него в руках кнута. Мы не сразу догадываемся, что вся эта страш ная сцена была только в воображении Зарудного, но мы видели, какими стра стями пылает он. Подобное мы находим и в «Записных книжках» Довженко, где современный Моцарт убивает хапугу Сальери, архи тектора, прячет его труп, а потом вдруг видит перед собой яшвого Сальери ■— он не убивал его. «Все, что читатель прочи тал о страшном поступке Моцарта, было не чем иным, как грешной авторской по пыткой изобразить его душевные страда ния. Они есть и на стройках коммунизма. Противники не убивают друг друга, по тому что им нечего друг у друга отнять... Не оставляют нас страсти Человеческие... Но направление и содержание страстей у нас иное». («Из записных книжек». «Новый мир», 1958, № 4, стр. 202). В «Зачарованной Десне» батьки на се нокосе страшно бьются. «Они рубили один другого, как дрова. Кровь лилась из них ручьями: они отрубали друг дру гу головы, руки, врубались в распален ные груди, и кровь, говорю, лилась с них ведрами...» Однако и этого не было. Так только казалось перепуганным хлопчикам. Но так могло быть, к этому- клонилось дело, мы пережили эти страшные сцены, и мы взволнованы. И вот тут мы опять подходим к вопро су, который был поставлен в начале этой статьи: почему Довженко ни на мгнове ние не затрудняется в поисках сюжета, почему у него любая сцена, любой эпи зод и драматичны, и увлекательны?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2