Сибирские огни, 1960, № 8
дорченко пешком идет в деревню. Дед приказал пешком прийти домой. Шест надцатилетний сын генерала, Алик, изба лованный недоросль, идет шагах в шести позади, презирая в тупом ничтожном вы сокомерии и эту землю, и могилы скиф ских царей, мимо которых они проходят. — Ты учил скифов? — У нас скифов еще не проходили. На шее у него лейка, но он ничего не снимает. Он не видит ничего интересно го на этой земле, за которую в страшных небывалых боях вот в этих самых местах сражался генерал Федорченко. Вскоре приезжает его жена. Она воз мущена, — как это можно, чтобы ее му жа, генерала, вдруг какие-то колхозники назвали просто Игнатом? — Эй, — кричат они, — Игнат, поди сюда! Слезы мужа для нее только дурацкие сентименты. Эта жалкая хата, эта грязь, это убожество. Если он сейчас же не по едет в санаторий, уедет она одна, будет скандал. Генерал взбешен, чтобы удер жаться, он пытается досчитать до ста: «...Сорок пять, сорок шесть, сорок семь, сорок восемь, сорок девять, пять десят... Проклятая паразитка, ничтож ная тварь, убить тебя мало, мы живем ведь на их шее. Шестьдесят один, шесть десят два, шестьдесят три...» Как здесь раскаляются страсти! Мы не собираемся пересказывать поэ му. Мы только бросаем беглый взгляд на ее содержание. Мы хотим понять, в чем необыкновенное очарование «Поэмы о море», откуда эта сила, с которой она с каждым новым прочтением все больше и больше захватывает душу. В каком- нибудь новом сюжете? Но здесь нет сю жета в обычном смысле этого слова. Пе ресказать содержание «Поэмы о море» даже невозможно. Эта его вещь прекрас на, как сама жизнь, а в жизни какие сюжеты? Сюжет — это заранее намечен ное хитросплетение событий, а жизнь волнует нас не удивительным сцеплени ем обстоятельств, но живыми страстями людей, с которыми мы встречаемся. Довженко с усмешкой рассказывает о своем драматурге, но, в самом деле, раз ве не странно, когда писателю на вели кой стройке все кажется неподходящим для изображения, бессюжетным, бескон фликтным? Какой же это «инженер душ человеческих», когда он не может раз глядеть в людях самое главное — стра стей, которыми они горят? Возвратимся на минутку к братской действительности. Здесь о каждом чело веке можно рассказать бесконечно много интересного, в каждом по-своему отра жается великая стройка. Знакомый мне плотник мечтал пере ехать на Усть-Илимскую ГЭС. Он уже распланировал, как приедет туда преж де всех других рабочих, выстроит вре- мяночку на берегу Ангары в тайге И бу дет строить первые дома в новом горо де. В Братске у него великолепная квар тира, но снились ему пороги на Ангаре, тайга в цвету, новая ГЭС. Для него было большим огорчением узнать, что работы на этой новостройке начнутся еще не скоро, что пока туда только доро ги прокладывают. Он воспринял это как личную трагедию, несколько раз прихо дил ко мне и сокрушенно рассказывал, как хорошо возле Илима, какие там осет ры, какая малина, голубика. Для меня было большой неожиданностью узнать, что он-таки уехал туда. — Зачем нее?—спросил я его жену.— Ведь еще рано, ведь еще нет работ. — Дорогу будет строить. — А времяночка? Он так мечтал о ней. — А он ее построит. Там у дорожни ков целый поселок времянок на санях — на полозьях из двух бревен. Построят они три-четыре километра дороги и пе ретаскивают тракторами избушки на но вое место. Вот так он и приедет на Усть-. Илимскую ГЭС со своей квартирой. Тог да и я с детьми приеду к нему. Мы рассказали об этом в десятке строк, но сколько же тут красок, стра стей, горечи, разочарований, надежд, и слез, и упреков. Но разве меньше напря жения, страсти, горения в судьбе каждо го другого рабочего или инженера, вра ча, колхозника? А те дорожники, что работают рядом с нашим плотником, разве они бездуш ные манекены? Ведь они тоже о чем-то мечтали, когда уходили прокладывать в тайге новую дорогу! Одним гре зится небывало чудесный новый го род, другие не могут жить без чи стейшего таежного воздуха, без ноче вок у костров, третьи очарованы своей работой, потоком приключений, подви гов. Во времянках расселяются молодо жены, где-то на просеке в палатке рожа ет женщина, куда-то за десятки километ ров по тайге пробирается врач, охотники тащат на спине тяжелую добычу, трак тористы решают задачу, как вытащить из-подо льда трактор, и на радостях, что люди невредимы, здесь. же под елкой распечатывают бутылку столичной. Да как же это может быть, что нет сюжетов и конфликтов, когда вокруг нас столько страстей, напряжения, вол нующих драматических моментов? В том и заключается главный дар пи сателя, чтобы увидеть, чем взволнованы люди, о чем они мечтают, какие страсти овладевают ими. А. Довженко в высо чайшей мере обладает этим даром. Толь ко в такие, самые значительные, самые напряженные моменты показывает он своих героев. Отсюда и наше читатель ское волнение. Мы не можем остаться равнодушными, когда художник пока зывает нам людей, до предела возбуж денных, когда сейчас вся их судьба ре шается. Мы чувствуем большое горе матери,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2