Сибирские огни, 1960, № 8
Много было забавного в детстве Дов женко, но еще больше страшного. Страш на была бесконечная нищета, беспро светный труд, страшны нищие, набежав шие на похороны прабабки, страшно, когда умерли четыре старших брата Са ши Довженко. Пошили они что-то недол го. Бывало влезут все четверо на тын, сядут в ряд, как воробушки, да как нач нут петь! Женщины смотрели на них и плакали, сами не зная отчего: «Ой, не будет добра от этих детей». И вот все они погибли в один день. А во времена более давние было еще страшнее. «...— Страшно вспомнить, что бы ло, —- говорит отец. — А что было? — послышался вдруг виноватый голос деда. — А что же, не было, скажете? Мол чали бы уж! — грустно как-то ответил в темноту батько. Сашко не понимает, о чем идет речь, но чует, что много было в прошлом и ли ха, и скорби». И все-таки, какие же это были чудес ные люди! Как прекрасен был его отец. «Сколько он земли напахал, сколько хле ба накосил! Как красиво работал, какой был сильный, чистый!.. Когда покину тый всеми на свете, восьмидесятилетний старец, стоял он на площади, беспризор ный, в фашистской неволе, и люди уже за нищего его принимали, он и тогда был прекрасен. С него можно было писать образы рыцарей, богов, апостолов, вели ких ученых или сеятелей — он годился на все. ...Вот он стоит передо мной, далеко на Киевских горах. Прекрасное лицо его посинело от фашистских побоев, руки и ноги опухли, печаль залила его очи сле зами, и я еле его слышу далекое — «деточки мои, соловушки.:.» Вот замечательная особенность в тво рениях Довженко. Начинает он новую историю: «Как-то ночью в нашей хате, которая, как уже известно, вросла по окна в землю, случилось два события. Проснувшись ранним утром на печке, где я спал в просе или во рж и ,— про стите, вру, — в ячмене... проснувшись в душистом ячменном зерне, слышу...» Здесь мы обрываем фразу не затем, чтобы полюбоваться новой историей, но, чтобы удивиться этой необыкновенной вольности рассказчика и тому впечатле нию, которое производит неожиданный оборот речи — «простите, вру, — в ячмене». Сказал Довженко так, и сразу создалось впечатление необыкновенной задушевности, будто не книгу читаешь, а слушаешь мудрого, доброго и чуть лу кавого рассказчика. Впечатление это_ усиливается с каж дой страницей. «Одни только желания творить доб рые дела и остались при мне на всю жизнь, и хоть сами дела почему-то не творятся, по лености ли души, или не достатку гнева, спасибо ласточкам и пче лам за эти желания. Прошли мои лета, и день повечерел, и я уж не летаю, и так мне жаль и хочется седлать мне коней вороных... Где вы? Где вы? Приплывай те хоть вы, поспешайте. И плывут ко мне в гости думы-раз думья на вербовых задесенских челнах..., из родного края везут мне... Чего тебе? Ну, что тебе?..» Задумался человек, скоро ли придут за ним его вороные кони, и сам себе ска зал, мы только случайно подслушали этот его разговор: «Ну, что тебе? Ну, чего тебе?» И опять эти несколько слов, которые стоят здесь, кажется, напере кор и логике, и грамматике, со страшной с и л о й потрясают душу. Мудрый, чудесный человек написал эту маленькую книжечку, которая пере живет многие тысячи толстых книг. * * * Самым значительным произведением ’ А. П. Довженко является его «Поэма о море». Это огромной силы рассказ о большом строительстве и о некоторых, на' первый взгляд, совсем будничных со бытиях. Поэма начинается с того, что в Новую Каховку, город строителей Каховской ГЭС, со всех сторон направляются люди. На пароходе едут рабочие, на самолете летят начальник строительства, инжене ры, генерал Федорченко. Генерал спе шит попрощаться с родным селом, кото рое вот-вот затопят. «...Из колхоза уходит Иван Г.уренко. Ему кажется, что в селе все смотрят на него с презрением, ему трудно поднимать глаза. •— Мне нужен гром и грохот, мамо. Движение мне нужно, — оправдывается он перед матерью. — Останься, — уговарив а е т е г о мать. — Как здесь красиво, какие вер бы, какие криницы! Да зацветут че решни... Уходит Иван». Из другого колхоза уходит Ричард Гу сак. Этот с презрением смотрит на зем лю, на колхоз. Ему нужен парк, театр, свет. В колхозе ему тоскливо. ...В грузовик садятся девушки. Оли- се Гордиенко безумно жаль оставить мать, но она не может не уехать. — Может, я себе пару найду, — меч тает она. — Вас же любили когда-то, — говорит она матери... Девушки, парни мчатся на машинах в новый город, к новой неизвестной своей судьбе. Капельки текут со всех сторон, сливаются в ручейки, в большой челове ческий поток. И вот наконец Новая Каховка. Одна ко мы не успеваем взглянуть на город, на конусы перемещаемых песков, ржа вые трубы, болота, механизмы, как дей ствие переносится в степь. Генерал Фе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2