Сибирские огни, 1960, № 8
В . М И Х А Й Л О В М у д р ы й и б л и з к и й «Нет спокойствия на лице инженера человеческих душ, — расска з ы в а е т А. Довженко в «Поэме о море» о дра матурге, приехавшем на строительство Каховской ГЭС. — Две недели прошло, как он выехал из столицы на новой ма шине. Проехал степи, в Асканию-Нову за скочил набраться впечатлений, три раза ночевал у председателей колхозов, ел арбузы, купался, обошел все строитель ство, парторга посетил, профком, беседо вал с пятью рабочими •—- нет сюжета. А если где-либо сюжет и просматривает ся, конфликта нет, и уже возвращаться в столицу пора». Не может найти человек, о чем пи сать, какую изобразить цепочку событий. Смешно это или печально? Статья эта пишется на Братской ГЭС. Здесь много своих начинающих писате лей и поэтов, приезжают сюда и авторы романов, драматурги, киноработники. Но ведь и они, как этот довженков-ский драматург, часто вот так же мучаются в поисках сюжета. Непередаваемо чудесна Ангара, оше ломляет фантастическая панорама строи тельства, своеобразны здесь и улицы, и люди, и быт, а между тем иной пишущий месяцами ломает голову, о чем писать, каких выбрать героев, через какие при ключения провести их, чтобы получился рассказ о великой стройке. Но почему так трудно найти сюжет, неизбежны ли эти муки поисков, нельзя ли усвоить какой-то иной, более совер шенный взгляд на окружающую дейст вительность, чтобы она раскрылась ты сячами интереснейших сюжетов? Однако всем этим вопросам предшествует такой: почему сам Довженко так легко находил сюжеты? Почему у него любой эпизод, любая сцена и увлекательны и полны поэзии? Рассказывает ли он о своем дет стве, о мелочах давно минувших дней, а мы уже не можем оторваться от его по вествования. Почему так легко дается ему то, что нам дается так трудно? Ка кими секретами владеет он? «Зачарованная Десна» Довженко — это необыкновенно смешная и в то же время очень грустная история. В старой хате вместе с больной матерью, отцом, похожим на бога, как его рисуют на иконах, и древней прабабкой жил ма ленький Сашко Довженко. Однажды он вырвал на огороде не сколько морковочек, и вот прабабка при зывает святую богородицу: «— Матерь божия, царица небесная, голубочка моя, святая великомученица, побей его, изверга, святым своим омофо ром! Как повыдергал он из земли свя тую морковочку, повыдергивай ему, ца рица милосердная, и повыкручивай ему ручечки и ножечки, поломай ему, свя тая владычица, пальчики и суставчики... В это время дед просит узвару, и бабка начинает кричать на него, чтобы он ел и не наедался, чтоб его разорвало, чтобы он лопнул еще маленьким. С утра до вечера она проклинает кого-нибудь, и у нее румянятся щечки и вдохновенно блестят быстрые видущие глазки». Весело рассказывает Довженко и о картине, изображающей страшный суд, которая висела у них в хате и была так страшна, что на нее боялся смотреть да же пес Пират, о том, как в затопленном селе жители на крышах домов встреча ли пасху, о вороне, который умел накар кать непогоду, и о том, как однажды Пи рат, заблудившись на ярмарке, вернулся домой. «В воскресенье, месяца через полто ра, после обеда, когда мы сидели все возле хаты, смотрим — бежит Пират, за моренный, худющий. Увидев издалека наш род и нашу хату, он упал на дорогу и полез к нам, шагов, может быть, сто, перекидываясь на спину и громко плача от полноты счастья, как блудный сын в священном писании. — Это я, ваш Пират, узнаете? — лаял он сквозь слезы. — О, как я счаст лив! Как тяжко мне было без вас... По верите, мало не подох от тоски, мало не взбесился, ей-богу!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2