Сибирские огни, 1960, № 8
любовью» Смелякова и «Признаниями» Винокурова, над лучшими стихами на ших, сибирских поэтов, — в руках будет, вероятно, материал для весьма любо пытных обобщений. Мне лично герой нашего времени — (а это всегда и герой будущего!) видит ся — помимо всего, что правильно гово рилось и писалось о нем — как созида тель-мыслитель, рядовой философ дей ствия. Это и определяет, кстати, уро вень поэтического разговора о нем. Ге рои-мыслители были в литературе и раньше. Но именно сейчас такой герой перестает быть исключением в обще стве, становится.массовым — «прекрас ной обыкновенностью». Не случайно ведь, допустим, именно сейчас стали вы носиться на всенародное обсуждение важнейшие вопросы государственной политики. Не случайно все большая роль отводится общественности на ме стах... Одна восьмая и семь восьмых. Далеко, очень далеко может увести этот разговор. Потому что, по суще ству, все вопросы литературы так или иначе касаются его. И не нужно в многозначительных разговорах о «подтексте» ограничивать это понятие рамками каких-либо литера турных приемов и эмоциональных кате горий. «Подтекст» (да в слове ли, в конце концов, дело?) — это все много образие связей, ассоциаций, вся мощная «корневая система», связывающая ху дожественное произведение с жизнью, со временем, выражением которого оно, произведение, является. Все ли сказано, все ли концы сведе ны с концами? Не знаю... Это не откри сталлизовавшиеся окончательно, остыв- щие в форме мысли, а живые. Живые насущные размышления за рабочим столом. Они есть у каждого. И нужно почаще обмениваться ими. Особенно — тем, кто лишь начинает свой творческий путь. 12. «Сибирские огни» № 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2