Сибирские огни, 1960, № 8

любовью» Смелякова и «Признаниями» Винокурова, над лучшими стихами на­ ших, сибирских поэтов, — в руках будет, вероятно, материал для весьма любо­ пытных обобщений. Мне лично герой нашего времени — (а это всегда и герой будущего!) видит­ ся — помимо всего, что правильно гово­ рилось и писалось о нем — как созида­ тель-мыслитель, рядовой философ дей­ ствия. Это и определяет, кстати, уро­ вень поэтического разговора о нем. Ге­ рои-мыслители были в литературе и раньше. Но именно сейчас такой герой перестает быть исключением в обще­ стве, становится.массовым — «прекрас­ ной обыкновенностью». Не случайно ведь, допустим, именно сейчас стали вы­ носиться на всенародное обсуждение важнейшие вопросы государственной политики. Не случайно все большая роль отводится общественности на ме­ стах... Одна восьмая и семь восьмых. Далеко, очень далеко может увести этот разговор. Потому что, по суще­ ству, все вопросы литературы так или иначе касаются его. И не нужно в многозначительных разговорах о «подтексте» ограничивать это понятие рамками каких-либо литера­ турных приемов и эмоциональных кате­ горий. «Подтекст» (да в слове ли, в конце концов, дело?) — это все много­ образие связей, ассоциаций, вся мощная «корневая система», связывающая ху­ дожественное произведение с жизнью, со временем, выражением которого оно, произведение, является. Все ли сказано, все ли концы сведе­ ны с концами? Не знаю... Это не откри­ сталлизовавшиеся окончательно, остыв- щие в форме мысли, а живые. Живые насущные размышления за рабочим столом. Они есть у каждого. И нужно почаще обмениваться ими. Особенно — тем, кто лишь начинает свой творческий путь. 12. «Сибирские огни» № 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2