Сибирские огни, 1960, № 8
стихи, пронизанные философским раз думьем. Он говорит об уходящем, кото рое чем-то дорого, — говорит, не стес няясь хорошей человеческой грусти, но, вместе с тем, приветствует дыхание но вого, новые пути, зовущие вперед... И это — не только о железной дороге сти хи, но о вечной диалектике жизни, о том, так со временем отживает и уходит в прошлое многое из того, что было доро го; о том, что надо уметь не растворить ся в этой грусти по уходящему, но по нять и оценить правду движения бытия, правду созидания и вечного творчества... Эти стихи волнуют меня, они непосред ственно касаются меня, хоть я и не же лезнодорожник! Казимир Лисовский обращается с по этическим «письмом» к министру путей сообщения, призывая вернуть жизнь ста рой дороге. Что ж, вполне оправданный поэтический прием. Но беда в том, что на этом дело и кончается, и восклица тельный пафос поэта вконец выдыхается •в заключительных строках: Подруги второе рожденье Приветствовать будет Байкал! Дальше мысль не идет. Стихи остают ся статичными, констатирующими, в ко щенном счете — описательными, а зна чит — несмотря на «ультрасовремен ные» внешние атрибуты, глубоко арха ичными... Справедливость требует отметить, что в последнем цикле Казимира Лисовско го есть стихотворение, знаменующее со- •бой искру нового в его творчестве. Трудный путь. Идет дорога в гору. С каждым метром тяжелей подъем. Ты кричишь н а д самой кромкой бора: — Подожди !.. Д а в ай передохнем! Нет, вперед!.. Пусть раненою птицей Бьется сердце ... Ведь в таком пути Стоит только р а з остановиться, А потом — невмоготу идти! Может быть, не все здесь удачно: •сердце, бьющееся «раненою птицей» — находка далеко не первой свежести. Мо жет быть, не о самом главном. Но все- таки налицо —- честная попытка загля нуть в суть событий, постичь через ма ленький личный опыт закономерности нашего великого движения сквозь деся тилетия и века... В начале статьи я упомянул книжку стихов Бориса Каурова «Костры не гас нут». Цельная по замыслу, она посвя щена жизни и труду новоселов алтай ской целины. И, действительно, в ней можно найти подлинные, подчас непло хо увиденные, детали целинного «быта». Материал — самый что ни на есть со временный. Но вот, набросав, более или менее удачно, зарисовку, поэт чувству ют, что пора переходить к мысли, к «фи лософскому» обобщению. И что же по лучается? Надо так (? !) , чтоб новою пшеницей Вширь и вдаль раскинулись поля, Чтоб могла нам в поле поклониться Щедрыми колосьями земля ... Так завершается стихотворение с мно гообещающим началом: «Мы пути про кладываем сами». Прокладывали, — а в итоге поэт пришел к избитому, баналь ному образу, к мысли, которая высказа на уже тысячу раз по другим поводам. Только слова стояли в чуточку ином по рядке. И был бы такой пример единичен —- нет, на подобном принципе построе ны, за редким исключением, все стихи книжки. Приехал на целину гость из-за рубежа, албанский поэт, — и, вслед за описанием встречи с ним, звучит кон цовка: Теплым ветром твоей Адриатики Вдруг пахнуло в Сибири моей... Прижились на целине вишни — и ав тор делает вывод, что они ...стойкостью похожи На целинных боевых девчат . Беда не во внешней «знакомости» заключительного образа. Беда в том, что самая эта «знакомость» есть отра жение скованности мысли. Поэт не раз думывает над событиями, а старательно ищет проторенную дорожку. Опирается на апробированные образы, чтобы полу чилось «не хуже, чем у людей», чтобы было «похоже» на «настоящую» поэ зию. Новый материал — и не просто новый, а связанный с новым этапом, с новыми явлениями в жизни советского общества — не рождает новых мыслей, стихи по своему характеру остаются да лекими от подлинной современности. 4 Пусть не подумают, что я обвиняю стихи в «архаичности» лишь потому, что в них нет новомодных рифм и архи- оригинальных образов. В недавнее время много шуму было вокруг имени совсем молодого москов ского поэта Андрея Вознесенского. Его стихи действительно поражают свеже стью и новизной сравнений, внутренней энергией, смелостью рифмовки... Но где в них подлинная новизна, современ ность — и где мнимая? В «Комсомольской правде» появи лась статья: «Путь выбирают один». Автор статьи А. Елкин противопостав лял два стихотворения А. Вознесенско го: «На открытии Куйбышевской ГЭС» и «Гойя», отдавая явное предпочтение первому. Мне тоже это стихотворение— если говорить сравнительно — нравится больше. Но правомерно ли самое про тивопоставление? Описание митинга при открытии элек тростанции дано поэтом в ярких, неожи данных образах, завершающихся «удар ной» концовкой:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2