Сибирские огни, 1960, № 8

стихи, пронизанные философским раз­ думьем. Он говорит об уходящем, кото­ рое чем-то дорого, — говорит, не стес­ няясь хорошей человеческой грусти, но, вместе с тем, приветствует дыхание но­ вого, новые пути, зовущие вперед... И это — не только о железной дороге сти­ хи, но о вечной диалектике жизни, о том, так со временем отживает и уходит в прошлое многое из того, что было доро­ го; о том, что надо уметь не растворить­ ся в этой грусти по уходящему, но по­ нять и оценить правду движения бытия, правду созидания и вечного творчества... Эти стихи волнуют меня, они непосред­ ственно касаются меня, хоть я и не же­ лезнодорожник! Казимир Лисовский обращается с по­ этическим «письмом» к министру путей сообщения, призывая вернуть жизнь ста­ рой дороге. Что ж, вполне оправданный поэтический прием. Но беда в том, что на этом дело и кончается, и восклица­ тельный пафос поэта вконец выдыхается •в заключительных строках: Подруги второе рожденье Приветствовать будет Байкал! Дальше мысль не идет. Стихи остают­ ся статичными, констатирующими, в ко­ щенном счете — описательными, а зна­ чит — несмотря на «ультрасовремен­ ные» внешние атрибуты, глубоко арха­ ичными... Справедливость требует отметить, что в последнем цикле Казимира Лисовско­ го есть стихотворение, знаменующее со- •бой искру нового в его творчестве. Трудный путь. Идет дорога в гору. С каждым метром тяжелей подъем. Ты кричишь н а д самой кромкой бора: — Подожди !.. Д а в ай передохнем! Нет, вперед!.. Пусть раненою птицей Бьется сердце ... Ведь в таком пути Стоит только р а з остановиться, А потом — невмоготу идти! Может быть, не все здесь удачно: •сердце, бьющееся «раненою птицей» — находка далеко не первой свежести. Мо­ жет быть, не о самом главном. Но все- таки налицо —- честная попытка загля­ нуть в суть событий, постичь через ма­ ленький личный опыт закономерности нашего великого движения сквозь деся­ тилетия и века... В начале статьи я упомянул книжку стихов Бориса Каурова «Костры не гас­ нут». Цельная по замыслу, она посвя­ щена жизни и труду новоселов алтай­ ской целины. И, действительно, в ней можно найти подлинные, подчас непло­ хо увиденные, детали целинного «быта». Материал — самый что ни на есть со­ временный. Но вот, набросав, более или менее удачно, зарисовку, поэт чувству­ ют, что пора переходить к мысли, к «фи­ лософскому» обобщению. И что же по­ лучается? Надо так (? !) , чтоб новою пшеницей Вширь и вдаль раскинулись поля, Чтоб могла нам в поле поклониться Щедрыми колосьями земля ... Так завершается стихотворение с мно­ гообещающим началом: «Мы пути про­ кладываем сами». Прокладывали, — а в итоге поэт пришел к избитому, баналь­ ному образу, к мысли, которая высказа­ на уже тысячу раз по другим поводам. Только слова стояли в чуточку ином по­ рядке. И был бы такой пример единичен —- нет, на подобном принципе построе­ ны, за редким исключением, все стихи книжки. Приехал на целину гость из-за рубежа, албанский поэт, — и, вслед за описанием встречи с ним, звучит кон­ цовка: Теплым ветром твоей Адриатики Вдруг пахнуло в Сибири моей... Прижились на целине вишни — и ав­ тор делает вывод, что они ...стойкостью похожи На целинных боевых девчат . Беда не во внешней «знакомости» заключительного образа. Беда в том, что самая эта «знакомость» есть отра­ жение скованности мысли. Поэт не раз­ думывает над событиями, а старательно ищет проторенную дорожку. Опирается на апробированные образы, чтобы полу­ чилось «не хуже, чем у людей», чтобы было «похоже» на «настоящую» поэ­ зию. Новый материал — и не просто новый, а связанный с новым этапом, с новыми явлениями в жизни советского общества — не рождает новых мыслей, стихи по своему характеру остаются да­ лекими от подлинной современности. 4 Пусть не подумают, что я обвиняю стихи в «архаичности» лишь потому, что в них нет новомодных рифм и архи- оригинальных образов. В недавнее время много шуму было вокруг имени совсем молодого москов­ ского поэта Андрея Вознесенского. Его стихи действительно поражают свеже­ стью и новизной сравнений, внутренней энергией, смелостью рифмовки... Но где в них подлинная новизна, современ­ ность — и где мнимая? В «Комсомольской правде» появи­ лась статья: «Путь выбирают один». Автор статьи А. Елкин противопостав­ лял два стихотворения А. Вознесенско­ го: «На открытии Куйбышевской ГЭС» и «Гойя», отдавая явное предпочтение первому. Мне тоже это стихотворение— если говорить сравнительно — нравится больше. Но правомерно ли самое про­ тивопоставление? Описание митинга при открытии элек­ тростанции дано поэтом в ярких, неожи­ данных образах, завершающихся «удар­ ной» концовкой:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2