Сибирские огни, 1960, № 8
век. Но еще и во время Белинского ее традиции были живы. Возьмем хотя бы «Вечер» Языкова («Ложатся тени гор на дремлющий залив»), да и пушкинское «Кавказ подо мною...», при всей роско ши красок, может быть еще отнесено к этому роду поэзии. Говоря так, я отнюдь не хочу высказать какого-то пренебре жения к пушкинскому гению. Нам до роги все его произведения, в том числе и «Кавказ» — именно потому, что в них, внешне и внутренне, во всем их строе, запечатлено время, образ и характер мышления современников поэта. Но сей час написать так о Кавказе уже нельзя. И не только в лексике здесь дело... Сложность состоит в том, что Пушкин и Языков еще очень недалеки от нас во времени. Поэтому сдвиги в характере по этического мышления не лежат на по верхности, их приходится улавливать очень тонко. Тем более, что беспример ный гений Пушкина (тем-то он и велик!) зачастую оказывался в этом отношении на десять голов выше «среднего уровня» поэзии, современной ему, заглядывал да леко в будущее, подчас даже через на ши головы. Именно так воспринимаю я потрясающее восьмистишие: «Я вас лю бил...» , которое кажется мне лучшим стихотворением из всех, которые я знаю. Как будто бы — обычный образец лю бовной лирики. Но вместе с тем — раз говор об отношении к жизни, к ее радо стям и горестям, больше того: боевое, публицистически заостренное утвержде ние новых, более благородных и человеч ных норм чувства и морали! У среднего поэта пушкинской поры князя Голицына есть стихотворение «Досада». По «исходной ситуации» оно близко пушкинскому. Оно написано с не поддельным одушевлением, отмечено не дюжинной поэтической культурой — князь Голицын был образованным чело веком. Но в чем заключается пафос его стихотворения? Обращаясь к женщине, покинувшей его, поэт в порыве мсти тельного эгоизма заранее злорадст вует, что вот, мол, придет и к тебе старость, угасит твою красоту, и тогда-то я взгляну на тебя и скажу: «Она была прекрасна!» Что ж, это было впол не «в духе света». И каким благород ным вызовом по отношению к подобной морали звучат печальные и гордые пуш кинские строки! Я вас любил так искренне, так нежно, К ак д ай вам бог любимой быть другим ... Стихотворение Голицына представля ет сейчас интерес разве что для литера туроведа: как окаменелая форма прош лой жизни — для палеонтолога. А пуш кинские стихи лежат в наших ладонях, как живой и трепетный организм, и год от года все сильнее бьется их прекрасное сердце... Они гораздо современнее нам, чем князю Голицыну! И не только пото му, что в них запечатлено «иное отно шение к женщине»: само это отношение- способно было явиться на свет лишь по тому, что поэт — намеренно или инту итивно, — не будем об этом спорить! — глубже взглянул на жизнь, в малом и частном увидел большое и общее. И его- стихи — не просто «объяснение» в чув стве, н о . нечто неизмеримо большее! Большое чувство рождает большую* мысль... Поэзия описательная, дидактическая, одическая на глазах уходит в прошлое. У всех этих разновидностей одно общее: статичность. Поэтическое мышление раз вивается в сторону большей динамики,, большей подвижности мысли. И прояв ляется это, в первую очередь, не в строе; образов, не в оригинальности ассоциа ций (это уже вторичное явление), а в са мом строе мышления, в глубине проник новения с поверхности явлений в их со кровенную суть. В этом чрезвычайно сложном процессе старое подчас сосед ствует с новым, тянется за ним, одевает ся в наряды внешней новизны. Не вдаваясь в истоки творчества по эта Казимира Лисовского, коснемся его; последнего, «байкальского» цикла, цели ком вошедшего в коллективный сборник «Новосибирск поэтический». Тучи сгустились. Н у и погодка! Высмотрен невод. Хорош улов. К руж атся чайки низко н ад лодкой — Вечные спутники рыбаков. Эй, торопись, а то хватишь горя! Видишь — култук поднимает вал ... Д ер зкое море, гордое море, Славное море — синий Байкал! Это — все стихотворение. «Ну и что?» — вправе спросить читатель. «Здесь поэт запечатлел мужество, нелег кий труд, силу духа рыбаков, как и во обще советских людей», — возразит ис кушенный рецензент... Да, запечатлел,, допустим. Но как? Очень статично,, наблюдательски, без попытки какого бы то ни было философского обобщения. Короче говоря, поэт в своем исследова нии жизни остается в том пласте, кото рый уже давно взрыт в повседневном обиходе. И, развивая уподобление, мож но сказать: на этом «уровне» кора зем ная уже остыла, задача же поэта — до стигнуть тех глубин, где еще бродит ки пящая, неотстоявшаяся и неостывшая магма обжигающих мыслей! Ибо только в сплаве с глубокой мыслью живет под линное чувство. Очень ярко это видно в сопоставлении двух очень близких по теме произведе ний: стихотворения «За пятитысячной верстой» из одноименной книги Николая Перевалова и «На кругобайкальской до роге» из упомянутого цикла Казимира Лисовского. В обоих случаях речь идет о старой железнодорожной колее, кото рая много потрудилась на своем веку, и которой ныне предстоит вечный отдых. Перевалов строит на этом материале
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2