Сибирские огни, 1960, № 8
появился Михайло Стадухин, родом с Пинеги. Все они прослышали про великое открытие Васьки Бугра и начали собираться на Лену. Оставим их за этими сборами. Пусть они примеряют пластинчатые панцири, выданные перед походом ив воеводской казны, складывают «шубные одеяденки», готовят торбаса из волчьих шкур, которые будут согревать их ноги во время странствий по необъятным снежным просторам. Они пойдут и построят Ленский острог, а пока они этого еще не сделали, мне надо успеть рассказать еще об од ной архивной находке. Три великих коча В 1949 году, разбирая драгоценный «Архив И. О. Селифонтава» в Ко-строт ме и выписывая заголовки бумаг о Русской Америке, я наткнулся на небольшую- рукописную книгу, украшенную хорошими рисунками К «Практическое географи ческое описание о Жиганском уезде»,— так называлась эта рукопись, составлен ная в 1804 году. Написал ее «губернский регистратор» землемер Иван Кожевин.. Я уже, было, хотел отложить в сторону эту книгу, но что-то заставило меня рас крыть ее. «Сей страны россиянами и1до заведения городов Якутска и Жигавска славят проплывших в море великих ночей»,— было написано на четвертой странице. Что такое! Я оставил разборку бумаг и погрузился в чтение кожевинской книги. В конце ее, на страницах 30 и 31, было написано следующее-: «...Помянутых в § 6 древних до- заведения Якутска и Жиганска -многими в баснословии жителями изъясняемых ко-чей по Лене в море сплыло три;. Из -них. одно днище о разбитии водами выкинуло -или оставлено народом имеется на горах в Зашиверском уезде близ селения Шанского из самого толстого лесу строеное сшедшего с -него народу и кто они были признаков нигде не было. Многие no- слу хам доходят одной только догадкою с одного коча чрез Колымы и Анадырь пере шедшие народы до заведения Гижигинского острога тут первые они о-поме-стились жительством, а прочие -отнесены -морем к северу к берегам Америки. Ежели- то правда чрез -пронесшиеся слухи коряк и чукоч к их жителей будто б они чукот ского носа их видели по русскому обряду -богослужений но в -рассуждении шна землемера Ефима Ко-жевияа -оттоль выезда не успел от них отобрать достаточного сведения впредь до прозна-ния -иногда могущим быть путешественникам си© рас судил передать на замечание». Что удало-сь узнать об обоих Кожевиных? Ефим Кожевин, посетив в 1795— 1799 годах -побережье Л-едо-в-итого -ок-еана от устья Ле-ньг до чукотского носа, -запи сал сказание о «в-елики-х кочах» и передал- -e-го своему сыну Ивану. Иван же- Ко жевин был выдающимся путешественником своего времени, но, к сожалению, за бытым, как и -многие русские -исследователи. В 1804 году -он составил карту части Сибири, на которой показал русские владения в Северной Америке. В 1805—1807 годах Иван Ефимович Ко-жеви® отправился вместе с -ботаником И. И. Редов-ским для исследований Сибири и се вера Тихого океана-. Они по-быв-али в Кяхте, на китайской границе, посетили Ал данский хребет, Удский острог. Редовский умер в 1807 году в Гижиге, направля ясь на Сахалин и Шамтарокие острова. Он вместе с Кожевиным собирался осмот реть также Курилы и Камчатку. Но научная деятельность Ивана Коже-вина ее -завершилась на этом. Через два года он появился в экспедиции М. -М. Геденштрома в полярной -Сибири. По удивительному совпадению, Кожевин исследовал тот самый Фаддеевский остров, на котором в наше- время были найдены следы древнерусских мореходов, о ч-е-м мы уже говорили. В зиму 1809—1810 годов Иван Кожевин заболел и не смог продолжать своего путешествия с Геденштромо-м. 1 Об архиве И . О. Селифонтова подробно см.: Сергей Марков, Кострома и Тихий океан, «В окру г света» , 1949, № 8, стр. 13—16.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2