Сибирские огни, 1960, № 8

повел вниз по Оби «капитан Лука». Одновременно к устьям Оби и Енисея двину­ лись сухопутные отряды. Исаак Масса, на основе русских рассказов, писал, что Лука умер во время исследований, но его люди достигли Енисея, встретились там с теми, кто шел сушей, и возвратились вместе с ними в Тобольск. Открытия, сделанные обь-енисейскими отрядами, были настолько важны, что тобольский воевода выехал в Москву для личного доклада царю. Несмотря на то, что уже шла война с первым Самозванцем. Борис Годунов нашел время за­ няться сибирскими делами. Подробное описание походов на Обь и Енисей и в области, лежащие к восто­ ку от этих рек, было сдано для хранения «среди сокровищ государства». Львы, изваянные из золота и серебра, стоявшие у кованых дверей москов­ ской сокровищницы, стерегли эту летопись подвигов первых исследователей Ени­ сея. Сибирский доклад бесследно пропал, очевидно, в страшные годы Смутного времени. Исаак Масса зловеще предсказывал исчезновение драгоценного свитка. Недобрые гости Московии Среди недобрых гостей, посетивших Московию перед появлением первого Са­ мозванца, были люди, побывавшие до этого в Южной Америке, на Филиппинах и в Индии. Опрашивая их, как своих пленников, русские должны были помнить, что перед ними люди, путешествовавшие по Теплому морю. Глубокую разведку Московии надеялся провести «Гишпанские земли чер­ нец» Николай Мело! При обыске у него были отобраны послания шаха Персид­ ского к папе и королю Испанскому. Мело, португалец по происхождению, с 1578 года жил в Мексике. В городе Пуэбло де JIoc Ангелос, близ побережья Мексикан­ ского залива, Мело поступил в орден нищенствующих монахов-августинцев. На пятом году жизни в Мексике отец Николай получил новое назначение. Из страны, столь прославившей имя Хуана де Фуки, «гишпанский чернец» отправился на Фи­ липпины, где прожил до 1599 года. Там он сблизился с молодым японцем, при­ нявшим католичество под именем Николая, и решил везти этот живой трофей в Европу. Известно, как годами пятнадцатью позже папа Римский и Филипп III во­ зились с японским самураем Рокуэмоном. Филипп III был ему чуть ли не крест­ ным отцом а папа дал японцу звание «гражданина города Рима». Николай Мело тащил японского «брата Николая» за собой в Мадрид, и, ес­ ли бы молодой самурай туда доехал, его ожидали бы те же знаки внимания, кото­ рые впоследствии получил Рокуэмон. «Отец» Мело и «брат» Николай по пути заехали в Гоа — столицу Португаль­ ской Индии—и через Ормуз прибыли во владения персидского шаха. Там они пристроились к свите английского проходимца Ширли, собиравшегося ехать по­ слом от шаха в Венецию, Мадрид и ко двору императора Германского. Ширли и Мело со своим крещеным самураем вступили в Московию, разведывая на пути, каждый по своим способностям, русские крепости, рынки и пути сообщения. По странному совпадению в числе чинов персидского посольства находился некий Урудж-бек, который, едва успев доехать до Мадрида, крестился и превра­ тился в Дон-Хуана Персидского. Вскоре он поднес Филиппу III книгу, в которой весьма старательно были описаны русские крепости от Астрахани до Архангель­ ска. Дон-Хуан писал, что московское государство простирается до Оби. Ему уда­ лось подробно изучить Вологду, Тотьму, Устюг Великий, Холмогоры, Архан­ гельск. С этими людьми — Ширли и будущим Дон-Хуаном — и ехал отец Мело. Но в Москве отец Мело сбежал от своих спутников, заявив, что Антонио Ширли отнял у него, бедного нищенствующего монаха, тысячу золотых и около сотни алмазов. Московские власти, задержав Мело и молодого японца на дворе лекаря-фря- зина из Милана, подробно исследовали причины появления столь дальних гостей на Руси. В итоге Мело и «брат» японец были отправлены в ссылку на Со­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2